В ресторации – музее-театре «Коммуналка» на несколько недель поселились колоритные постояльцы – персонажи остроумных анекдотов и юморесок. Здесь известная художница, или, как ее еще называют друзья и близкие, «мама еврейских кукол» Валерия Гайшун открыла свою удивительную авторскую выставку под одноименным названием «Коммуналка» – театр еврейских кукол в сюжетах».
Место для проведения выставки было выбрано неслучайно. По мнению организаторов проекта, коммуналка – это не просто жилплощадь, это своего рода театр. А все вокруг зрители, наблюдатели. Поэтому витрины в виде оконных рам, где размещены миниатюрные «шерстяные человечки» Валерии Гайшун, несут некий философский смысл.
Огромные глаза, выдающиеся носы, особенная харизма и юмор – эти куклы кажутся живыми и вызывают улыбку у посетителей выставки. В них можно узнать наших соседей и знакомых, вспомнить советское детство и стать чуточку добрее.
По словам Валерии, которая, к слову, долгое время прожила в Бобруйске, у каждого ее персонажа есть прототип и своя история:
– Я не делаю куклы. Они приходят ко мне сами и у них есть душа. Порой это люди, которых я видела, когда была маленькой, и которых уже, к сожалению, нет. Мои куклы выросли из памяти о горячо любимом дедушке, которого звали Григорий Хацкелевич Вольфсон. Его любовь прошла через все мое детство. Евреи – народ, о котором можно говорить по-разному: либо плача навзрыд, либо смеясь до слез. Я выбрала позитивный взгляд на этих удивительных, неповторимых людей и решила рассказать о них с улыбкой, – говорит художник.
Куклы Валерии Гайшун – особенные, с ними не поиграешь в дочки-матери. Ими можно только любоваться, причем каждая работа представлена в виде настоящей композиции. Выполнены куклы в технике сухого валяния. Их рост 35–55 сантиметров. Для создания сюжета мастеру порой приходится приобретать отдельные миниатюрные детали у антикваров или заказывать у мастеров.
Минской публике представлено восемнадцать работ, всего в коллекции их шестьдесят. Еврейские истории художницы путешествуют по разным городам и странам, музеям, выставочным залам и галереям. Около восьмидесяти кукол автора после выставок перебирались на постоянное место жительства к своим прототипам в Израиль, Россию, США и даже на Филиппины.
Погружение в коммунальную жизнь начинается еще при входе. Зайдя сюда, вы первым делом попадаете в уютный одесский дворик, где вас встречает Утомленная Соня. Так ее прозвали потому, что уж очень ей нравится слушать на граммофоне пластинку «Утомленное солнце».
Повсюду царит настроение шумного одесского веселья, звучат еврейские народные мелодии и напевы. А Ида вынуждена, как нормальная женщина из коммуналки, сушить белье на улице, но таки в прошлый раз у нее украли любимую комбинацию…
Кукла Бася Шломовна наконец-таки, спустя четыре года, дождалась своего любимого Менделя. Он опоздал на автобус и, стоя в телефонной будке, не мог позвонить ненаглядной, поскольку когда-то у него не оказалось «двушки», которую бросали в советский телефон-автомат. Как говорится, картина маслом: «Двушка» – цена счастья Менделя!».
Как в типичном одесском дворике, так и в кукольном мире может всякое произойти, поэтому есть здесь контролирующий орган в образе «милиционэра» и начальницы Мины Львовны Португаловой.
Заглянув в «окно», что на втором этаже, можно увидеть сорокавосьмилетнего сына Зяму и его маму Цилю, которая не дала ему когда-то жениться. Он постарел и теперь читает журнал «Здоровье» – статью «Право на обеспеченную старость».
А Броня долго просила маленького Марика ездить аккуратно, но тот не послушался и таки упал с велосипеда. Теперь его колени все в зеленке. Кстати, крошечный велосипедик, с которого навернулся тот самый Марик, был добыт Валерией Гайшун в Даугавпилсе.
Не меньше эмоций вызывают пианистка Алла и грустный скрипач!
На стенах коммуналки развешаны цитаты и выражения, вызывающие добрую улыбку, старые фотоаппараты, элементы быта, алюминиевые тазики, лыжи… тут же старинный холодильник «ЗиЛ», в каждом свободном углу расставлены закатки с домашними соленьями и компотами.
Ну и какой еврейский дворик без портного. В коллекции мастера этот образ представлен как один из центральных персонажей. Все, кто им любуется, удивляются почти ювелирной работе кукольницы. Здесь очень много мелких деталей. А немецкая игрушечная швейная машинка для портного Лейбы с датировкой «1942 год» продана Валерии за полцены антикваром, который восхитился ее творчеством.
Мы рассказали далеко не обо всех персонажах, которые поселились в минской коммуналке Валерии Гайшун. Заглянуть в огромные глаза этих шерстяных человечков может каждый: выставка продлится до 31 мая.
Ева ЧИЖЕВСКАЯ.
Фото Максима ГУЧЕКА