Минск. Спальный район Серебрянка. Проспект Рокоссовского. Недавно на месте разорившихся магазинов всего в двух кварталах друг от друга практически одновременно открылись два пункта выдачи товаров одного популярного интернет-магазина. Вот так незаметно в скромный «спальник» вошел бизнес самой богатой женщины России Татьяны Бакальчук.
Ее состояние – 1,2 млрд долларов.
А многое ли удалось за прошедший год белорусской электронной коммерции, которую поддержали, ограничив стоимость посылок из-за границы до 22 евро и вес до 10 килограммов?
Вопросы отечественной электронной коммерции обсуждали на ежегодной конференции E-commerce Day. О состоянии онлайн-рынка в
2018 году журналистам рассказал руководитель портала Deal.by Максим Маринич:
– Объем интернет-торговли составил 643 млн долларов и по сравнению с 2017 годом вырос на 20%. Онлайн-покупки совершили 49% белорусов – около 4,7 млн человек. На интернет-приобретение людей мотивирует то, что там товар дешевле, к тому же не нужно идти в магазин: все заказанное доставляется на дом, в оговоренное заранее время.
Мартовское исследование продаж в Сети, проведенное главным аналитиком белорусской электронной коммерции – порталом e-data.by – показало: наиболее часто радовали себя покупками в виртуальных магазинах жители Минской (более 37%) и Гродненской (свыше 22%) областей. При этом 90% предпочли белорусские интернет-магазины, 74% – китайские, 5% – американские, по 3% – российские и польские. Еще 17% интернет-покупателей отметили, что приобрели товар в соцсетях, где на законных основаниях торговать в принципе нельзя.
Мы стали чаще покупать онлайн вещи, которые нужны в повседневной жизни. Больше всего – технику и электронику (52% интернет-покупателей), одежду, обувь и аксессуары (51%), товары для детей (33%), косметику и парфюмерию (31%).
Билеты на мероприятия – также важная статья электронной коммерции (26% «заглянувших» в виртуальный магазин).
Самый значительный рост, по сравнению с 2017 годом, продемонстрировали покупки для детей (+7%). Более популярной стала и доставка еды. Число тех, кто заказывал продукты и готовые блюда по интернету, увеличилось на 6% – до 28%.
Пока менее других в онлайн-магазинах востребованы товары для строительства и ремонта (10%), спортивные (12%), автотовары (13%), а также корм, одежда и аксессуары для животных (15%). Вместе с тем еду, одежду и игрушки для братьев наших меньших мы стали покупать активнее, чем прежде (рост на 6%).
Теперь о том, сколько и на что тратили белорусы в интернет-магазинах. На технику и электронику – в среднем 100 рублей. Средний чек на мебель и товары для дома – 90 рублей, спорттовары – 45, одежду – 40, косметику, парфюмерию и товары для детей – по 30 рублей.
Кстати, средний чек у мужчин и женщин был разным. Первые выкладывали за одну покупку в среднем 50 рублей (минус 20 рублей по сравнению с прошлым годом), каждая представительница прекрасной половины человечества – 45 рублей за одну покупку (минус 5 рублей по сравнению с прошлым годом). В 2018-м средний чек на одну интернет-покупку стал меньше на 8 рублей. А все потому, что ассортимент в онлайне заполняется все более дешевыми товарами. Особенно на китайских сайтах. Кстати, именно они стали самыми популярными у покупателей техники, электроники и одежды.
Современный oнлайн-покупатель не сидит дома, за компьютером. Он обычно в пути и с телефоном не разлучен. Это подтверждает и статистика. Белорусы в прошлом году чаще заказывали товары со смартфонов.
В 62% случаев совершали оплату по факту. Реже всего оплачивали покупки по предоплате: полной (14% покупок) и частичной (4%). Стал более востребован «самовывоз». Это надежней – приехать, посмотреть товар на территории продавца и решить, нужен он или нет. Ведь в альтернативном случае курьер уедет, а ты останешься, например, с непонравившейся вещью на руках. Попробуй потом верни ее продавцу.
Белорусы забирают 34% покупок сами в почтовом отделении. Далее по популярности: бесплатная доставка курьером (29%) и самовывоз (16%). Кстати, в прошлом году количество доставок курьером увеличилось на 6% к показателю предыдущего года и самовывозом – на 5%. Реже всего пользовались платной доставкой: курьером (11%) и почтой (10%).
Присутствовавший на пресс-брифинге директор по маркетинговым коммуникациям интернет-магазина Ozon.ru (Россия) Олег Дорожок не подтвердил слухи о том, что его компания собирается открывать в Минске офис, однако отметил: российский бизнес уже научился при помощи белорусских партнеров доставлять заказы в течение 48 часов. Впрочем, белорусскую е-коммерцию соперничество с иностранными конкурентами не пугает.
– Конкуренция – главный драйвер развития. Чем выше она будет, тем больше появится желающих работать в онлайн-отрасли, тем более емким станет объем рынка, – подчеркнул представитель интернет-магазина 21vek Павел Матусевич.
Еще большее благо – конкуренция за кровный реальный белорусский рубль для покупателя. Она ведет к снижению цен. И не только в онлайн, но и в традиционной торговле. Пока же белорусский потребитель, как корректно отметили участники конференции, «чувствителен к цене». Не случайно в спальных районах столицы и растет число магазинов секонд-хенд. Кстати, два таких открылись и в Серебрянке, аккурат рядом с пунктами выдачи товаров уже упомянутого популярного интернет-магазина. И куда, вы думаете, покупатели ходят чаще? В продуктовые.
Представители е-коммерции хотели бы увеличить свою долю на рынке, приобретя такие же права, как и реальные офлайн-магазины. Они ожидают принятия закона «О платежных системах и платежных услугах в Республике Беларусь», который усовершенствует систему оказания платежных услуг. «Станут популярнее безналичные платежи, на росте покупок скажутся использование кредита и рассрочки, появится возможность развития полноценных курьерских услуг», – надеется Максим Маринич, руководимая им компания пришла в Беларусь из Украины, где интернет-торговле помог развиться частный логистический оператор. Он работает по низким тарифам, однако позволяет получить покупателям товары максимально быстро – в день заказа или на следующий день.