Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Специальный проект
>>>
Люди в белых халатах
>>>
На заметку потребителю
>>>



#армейскиебудни

№12 от 21 марта 2019 года

Место за штурвалом никому не уступлю!
Место за штурвалом никому не уступлю!

Мир уже давно перестал делить профессии на мужские и женские. Но есть сфера, где представительницы прекрасного пола до сих пор не просто редкость, а практически исключение из правил. Мы отправились в 50-ю смешанную авиабазу в Мачулищах, чтобы узнать: как служит единственная в Беларуси девушка–летчик-штурман?

Боевая

Капитан Наталия Лазько с детства знала: скучные профессии – это не для нее. Поэтому в то время, когда другие девчонки примеряли на себя роль учительниц или бухгалтеров, Наташа завороженно смотрела в небо, в котором по воздушным дорогам возвращались на Барановичский аэродром самолеты и вертолеты. Но даже тогда в роли летчика она себя не видела. Шутка ли, девушка за штурвалом! Кто бы мог в это поверить. Но жизнь порой выписывает виражи покруче, чем истребители.

– В 11-м классе приняла решение: учиться буду в Военной академии по специальности «эксплуатация воздушного транспорта, управление воздушным движением (армейская авиация)». У меня дядя связан с авиацией, сосед был летчиком. Барановичи ведь город авиационный, – поясняет свой выбор Наталья. – Аэродром находится не близко от дома, но над нашей крышей постоянно летали самолеты, вертолеты... Хотя, если разобраться, дело не в этом. Характер у меня такой. Боевой. Всегда спортом занималась. Это тоже сыграло роль. Хотелось получить необычную профессию. Что интересного в обыденности? Скучно. А здесь такой драйв! Конечно, в 17 лет не понимаешь, насколько тяжела профессия пилота. Видишь только романтику и голубое безграничное небо.

Курсантские погоны

Но романтизм из профессии у нашей героини ушел быстро. Все началось с серьезного конкурсного отбора при поступлении, когда медкомиссия отсеяла практически всех кандидаток, оставив лишь Наталию и еще одну девушку.

Сегодня она не скрывает: в первые месяцы обучения в академии было много амбиций, никому не хотелось подчиняться. «Понимаете, на гражданке ты сам себе начальник, а приходишь в академию – и без приказа шагу нельзя ступить. Тяжело было, конечно, переломить свой характер», – вспоминает офицер. А вот учеба давалась девушке легко. Она быстро разобралась во всех схемах, чертежах, планах полетов, картах. Затруднение вызывал только предмет по аэродинамике: почему летает вертолет? Как? Сложна была физика полета. И с этим надо было справиться. Но наша героиня знала, к чему стремиться – чтобы добиться результата, всегда нужно приложить усилия, по-другому не бывает. «Я ставила перед собой высокие планки и, если не достигала их, то тут два варианта: или плохо старалась, или мне это не надо. Всегда стремлюсь идти к цели», – сказала она.

Возможно, эта твердость характера и помогла Наташе стать своей в академии. Она понимала, чтобы доказать всем, что девушки могут служить в армии и управлять винтокрылыми машинами не хуже мужчин, нужно всегда быть лучшей, первой, чтобы даже в шутку не прозвучала фраза: «Ну это ведь девочка. Что с нее взять?». И она доказала. Самой себе в первую очередь.

Кстати, как отмечает наша собеседница, учиться и работать в одном коллективе с представителями сильной половины человечества – это не так сложно, как может показаться на первый взгляд. «С мальчишками гораздо проще, чем в женском коллективе, в котором постоянно какие-то интриги. Нет, конечно, шуточки в мою сторону были, но все они добрые. Да и как без этого? Нормальная дружеская обстановка», – рассуждает она.

Манящее небо

Впервые Наталия самостоятельно поднялась в небо, управляя вертолетом Ми-2, на втором курсе академии. И, представляете, страха не было. Только опасалась, что никогда не научится летать так, как асы. «При первом полете руки-ноги не тряслись. Да и с чего бы? До этого мы долгое время летали с инструкторами. Если говорить откровенно, то я больше боюсь с парашютом прыгать. Вообще, обратила внимание, все знакомые летчики почему-то испытывают боязнь перед прыжком», – заметила товарищ капитан. – «Полеты – это совсем другое. Когда внизу пасмурно, погода отвратительная, настроения нет, то стоит только подняться выше облаков – и видишь солнце. Потрясающе! Ради одного этого момента уже стоит летать!»

Служба vs гражданка

Как отметила Наталия, всю ответственность работы она осознала быстро, особенно, когда стала офицером, начала выполнять серьезные задачи, окунулась в трудовые будни. Но, несмотря на все это, как с улыбкой замечает наша героиня, небо осталось таким же голубым и манит даже сильнее, чем в курсантские годы.

Беседуя, не могла удержаться от вопроса: меняет ли человека жизнь по уставу? «Все зависит от характера, – уверена Наталия. – По крайней мере, я надеюсь, что не стала менее женственной, – смеется она. – В свободное время выбираю платья, юбки, высокие каблуки. Вот такая «девочка-девочка». Кстати, очень радует, что нам не запрещают маникюр и макияж на службе, хотя, в академии преподаватель по авиационной технике всегда отчитывал за кольца на руках».

И действительно, более чем уверена: глядя на Наталию в обычной жизни, никогда не подумаешь, что она представитель такой неженской профессии. Да и сама стройная брюнетка не любит распространяться о роде своей деятельности. Даже при знакомстве с молодыми людьми предпочитает держать информацию о работе в тайне: «Конечно, со временем узнают, что я пилот-штурман. Кто-то не верит, кто-то не понимает. Но это уже дело каждого».

«Я на своем месте!»

Наверняка, многие из нас читали о героических подвигах женщин-летчиц во время Великой Отечественной войны: Екатерина Буданова – воевала в составе истребительных авиаполков, была командиром звена. Лидия Литвяк – самая результативная женщина-авиатор Второй мировой войны, Евгения Руднева – летчица, получившая звание Героя Советского Союза... Этот список можно продолжить многими именами. Но, несмотря на это, в обществе укоренился стереотип, что женщине не место за штурвалом. «Это неуверенные в себе мужики говорят, – парирует Наталия. – Тоже задаюсь таким вопросом: чем женщина хуже? В некоторых случаях реакция у нас получше и стрессоустойчивость повыше. Знаете, никогда не возникало даже мысли поменять профессию. Я чувствую, что нахожусь на своем месте и никому не собираюсь его уступать».

...Капитан Наталия Лазько никогда не считала себя особенной. Она просто такая. С твердым характером, горящими глазами, своим мнением и нелюбовью к позированию и наигранности. Она пришла работать. Точка. Наверное, так и должно быть.

Фото Рамиля НАСИБУЛИНА



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора

«Поляна» полностью автономна и оснащена всеми элементами жизнеобеспечения. Например, кондиционер образца показал себя с лучшей стороны во время  испытаний на российском полигоне Ашулук, где температура поднималась выше 30 градусов. Также комфортные условия сохранялись и во время полевых выходов при минус 30 градусах.

Весенний призыв – 2020 проходит в Беларуси с февраля по май.

На вооружении 50-й смешанной авиационной базы в Мачулищах состоят тяжелые военно-транспортные самолеты Ил-76МД; военно-транспортные самолеты Ан-26; военно-транспортные вертолеты Ми-8МТ, Ми-8МТВ-5; транспортно-боевые вертолеты Ми-24.

В минувшую субботу со всех уголков страны родители, близкие и товарищи спешили в воинские части, чтобы стать свидетелями торжественного ритуала – принятия присяги новобранцами.