Мир уже давно перестал делить профессии на мужские и женские. Но есть сфера, где представительницы прекрасного пола до сих пор не просто редкость, а практически исключение из правил. Мы отправились в 50-ю смешанную авиабазу в Мачулищах, чтобы узнать: как служит единственная в Беларуси девушка–летчик-штурман?
Капитан Наталия Лазько с детства знала: скучные профессии – это не для нее. Поэтому в то время, когда другие девчонки примеряли на себя роль учительниц или бухгалтеров, Наташа завороженно смотрела в небо, в котором по воздушным дорогам возвращались на Барановичский аэродром самолеты и вертолеты. Но даже тогда в роли летчика она себя не видела. Шутка ли, девушка за штурвалом! Кто бы мог в это поверить. Но жизнь порой выписывает виражи покруче, чем истребители.
– В 11-м классе приняла решение: учиться буду в Военной академии по специальности «эксплуатация воздушного транспорта, управление воздушным движением (армейская авиация)». У меня дядя связан с авиацией, сосед был летчиком. Барановичи ведь город авиационный, – поясняет свой выбор Наталья. – Аэродром находится не близко от дома, но над нашей крышей постоянно летали самолеты, вертолеты... Хотя, если разобраться, дело не в этом. Характер у меня такой. Боевой. Всегда спортом занималась. Это тоже сыграло роль. Хотелось получить необычную профессию. Что интересного в обыденности? Скучно. А здесь такой драйв! Конечно, в 17 лет не понимаешь, насколько тяжела профессия пилота. Видишь только романтику и голубое безграничное небо.
Но романтизм из профессии у нашей героини ушел быстро. Все началось с серьезного конкурсного отбора при поступлении, когда медкомиссия отсеяла практически всех кандидаток, оставив лишь Наталию и еще одну девушку.
Сегодня она не скрывает: в первые месяцы обучения в академии было много амбиций, никому не хотелось подчиняться. «Понимаете, на гражданке ты сам себе начальник, а приходишь в академию – и без приказа шагу нельзя ступить. Тяжело было, конечно, переломить свой характер», – вспоминает офицер. А вот учеба давалась девушке легко. Она быстро разобралась во всех схемах, чертежах, планах полетов, картах. Затруднение вызывал только предмет по аэродинамике: почему летает вертолет? Как? Сложна была физика полета. И с этим надо было справиться. Но наша героиня знала, к чему стремиться – чтобы добиться результата, всегда нужно приложить усилия, по-другому не бывает. «Я ставила перед собой высокие планки и, если не достигала их, то тут два варианта: или плохо старалась, или мне это не надо. Всегда стремлюсь идти к цели», – сказала она.
Возможно, эта твердость характера и помогла Наташе стать своей в академии. Она понимала, чтобы доказать всем, что девушки могут служить в армии и управлять винтокрылыми машинами не хуже мужчин, нужно всегда быть лучшей, первой, чтобы даже в шутку не прозвучала фраза: «Ну это ведь девочка. Что с нее взять?». И она доказала. Самой себе в первую очередь.
Кстати, как отмечает наша собеседница, учиться и работать в одном коллективе с представителями сильной половины человечества – это не так сложно, как может показаться на первый взгляд. «С мальчишками гораздо проще, чем в женском коллективе, в котором постоянно какие-то интриги. Нет, конечно, шуточки в мою сторону были, но все они добрые. Да и как без этого? Нормальная дружеская обстановка», – рассуждает она.
Впервые Наталия самостоятельно поднялась в небо, управляя вертолетом Ми-2, на втором курсе академии. И, представляете, страха не было. Только опасалась, что никогда не научится летать так, как асы. «При первом полете руки-ноги не тряслись. Да и с чего бы? До этого мы долгое время летали с инструкторами. Если говорить откровенно, то я больше боюсь с парашютом прыгать. Вообще, обратила внимание, все знакомые летчики почему-то испытывают боязнь перед прыжком», – заметила товарищ капитан. – «Полеты – это совсем другое. Когда внизу пасмурно, погода отвратительная, настроения нет, то стоит только подняться выше облаков – и видишь солнце. Потрясающе! Ради одного этого момента уже стоит летать!»
Как отметила Наталия, всю ответственность работы она осознала быстро, особенно, когда стала офицером, начала выполнять серьезные задачи, окунулась в трудовые будни. Но, несмотря на все это, как с улыбкой замечает наша героиня, небо осталось таким же голубым и манит даже сильнее, чем в курсантские годы.
Беседуя, не могла удержаться от вопроса: меняет ли человека жизнь по уставу? «Все зависит от характера, – уверена Наталия. – По крайней мере, я надеюсь, что не стала менее женственной, – смеется она. – В свободное время выбираю платья, юбки, высокие каблуки. Вот такая «девочка-девочка». Кстати, очень радует, что нам не запрещают маникюр и макияж на службе, хотя, в академии преподаватель по авиационной технике всегда отчитывал за кольца на руках».
И действительно, более чем уверена: глядя на Наталию в обычной жизни, никогда не подумаешь, что она представитель такой неженской профессии. Да и сама стройная брюнетка не любит распространяться о роде своей деятельности. Даже при знакомстве с молодыми людьми предпочитает держать информацию о работе в тайне: «Конечно, со временем узнают, что я пилот-штурман. Кто-то не верит, кто-то не понимает. Но это уже дело каждого».
Наверняка, многие из нас читали о героических подвигах женщин-летчиц во время Великой Отечественной войны: Екатерина Буданова – воевала в составе истребительных авиаполков, была командиром звена. Лидия Литвяк – самая результативная женщина-авиатор Второй мировой войны, Евгения Руднева – летчица, получившая звание Героя Советского Союза... Этот список можно продолжить многими именами. Но, несмотря на это, в обществе укоренился стереотип, что женщине не место за штурвалом. «Это неуверенные в себе мужики говорят, – парирует Наталия. – Тоже задаюсь таким вопросом: чем женщина хуже? В некоторых случаях реакция у нас получше и стрессоустойчивость повыше. Знаете, никогда не возникало даже мысли поменять профессию. Я чувствую, что нахожусь на своем месте и никому не собираюсь его уступать».
...Капитан Наталия Лазько никогда не считала себя особенной. Она просто такая. С твердым характером, горящими глазами, своим мнением и нелюбовью к позированию и наигранности. Она пришла работать. Точка. Наверное, так и должно быть.
Фото Рамиля НАСИБУЛИНА