Такое словосочетание, как «безопасность полетов», наверное, зародилось вместе с авиацией. Ведь мало поднять винтокрылую машину в небо – необходимо сделать так, чтобы риск ЧП был минимален. Как летчики добиваются этого? Рассказываем на примере 50-й смешанной авиабазы в Мачулищах, признанной по итогам прошлого учебного года лучшей в стране.
Один из основных показателей для авиации – это налет часов. У летного состава «полтинника», как называют между собой летчики 50-ю ордена Красной Звезды смешанную авиационную базу, он самый большой в стране – около четырех тысяч часов! Чем выше этот показатель, тем лучше натренирован летчик. А это значит, он принимает правильные решения и более уверен в своих действиях в полете. Это и определяет уровень безопасности. Говоря об этом, командир авиабазы, военный летчик-снайпер полковник Андрей Лукьянович, отмечает: безопасность полетов включает в себя много составляющих. Но основных факторов три: экипаж, авиационная техника и окружающая среда.
– Статистику авиационных происшествий начали вести с 1930-х годов, – сказал Андрей Лукьянович. – Исходя из анализа данных, можно сделать вывод, что в более чем 60% случаев причиной авиационных происшествий является человеческий фактор. Поэтому уделяем большое внимание подготовке экипажа к полетам на земле и качественному выполнению всех элементов полетного задания во время тренировок. При этом полученные навыки летчики совершенствуют на протяжении всей карьеры. На мой взгляд, в нашей стране создана достойная школа обучения таких специалистов – это Военная академия Республики Беларусь. Кстати, ребята из выпускного курса выполняют полеты на нашей авиационной базе.
Отдельный повод для гордости в «полтиннике» – учебные авиационные тренажеры вертолетов Ми-8, Ми-24 и самолета Ил-76, имитирующие реальный полет. Создать эту иллюзию помогают оборудование кабины, звуковая имитация работы силовой установки и систем бортового оборудования, изображение местности. При этом комплексы позволяют моделировать любую воздушную обстановку и условия полета, а также неисправности в работе систем и оборудования летательного аппарата. Экипажи оттачивают свои действия при нормальных условиях полета и в аварийной обстановке.
Применяют тренажеры и для отработки боевого использования вооружения вертолета. Это не только улучшает профессиональные навыки летного состава, но и экономит ресурс летательного аппарата, бортового оборудования, сокращает расход топлива и снижает затраты на обучение экипажа.
– Качество наземной подготовки летного состава значительно возрастает, если применяются современные пилотажные и комплексные авиационные тренажеры, – уверен начальник комплексного тренажера майор Сергей Подуздиков. – В реальности во время полета у летчика есть от десятой доли секунды до нескольких секунд, чтобы принять решение и выполнить действие. Систематические тренировки помогают сделать правильный выбор, оттачивая механизм действий до автоматизма. Пилот должен учиться всю жизнь.
Конечно, управление настоящим вертолетом или самолетом не сравнится ни с одним тренажером. Но до этих эмоций еще надо дойти или, как в нашем случае, долететь. Причем преодолеть придется три этапа. Первый – общая подготовка летного состава. Она идет 2–3 дня в конце каждого месяца. Затем следует предварительная подготовка к летным сменам. Третий этап наступает уже в день полетов. Перед этим проходят медосмотр, тренажи на авиационной технике и получают предполетные указания.
– Во время летной смены перед выполнением полетов весь экипаж проходит медицинский осмотр, – объясняет старший лейтенант медицинской службы Евгений Куневич. – Мы уточняем, сколько человек спал накануне, как питался, измеряем артериальное давление, пульс, температуру тела. Если есть необходимость, проверяем состояние ушей и горла, чтобы исключить декомпрессию на высоте. Кроме здоровья, оценивается и психоэмоциональное состояние – это забота авиационного психолога. На вооружении у него тесты, логические задачи и специальные приборы.
После медосмотра летчики отправляются к воздушным судам. На своих рабочих местах – в кабинах вертолетов и самолетов – они проходят тренажи по действиям с оборудованием кабины в соответствии с предстоящими полетными заданиями.
Завершающий этап – предполетные указания, во время которых командир авиабазы ставит задачи и принимает доклады всех ответственных за проведение летной смены. Маршруты, погода, взлетный, посадочный курс и многое другое. Замечаний нет. Безопасность полетов соблюдена. Впереди – небо.
О знаменитом «полтиннике» можно бесконечно писать материалы и снимать фильмы. Поэтому более подробно о его героическом прошлом, уверенном настоящем и ярком будущем мы расскажем в мае нынешнего года, когда отправимся за репортажем в «пятидесятку» в день ее сорокалетнего юбилея.
Фото Рамиля НАСИБУЛИНА