Белорусского зрителя недавно «угостили» редким «деликатесом». Слухи о том, что в Минске покажут настоящий шедевр театрального искусства, поспособствовали тому, как провести один из воскресных вечеров. Черниговский театр имени Т.Г. Шевченко привез нам свою версию знаменитейшего произведения. Купив билеты, нарочно не читали рецензий, чтобы быть аки чистый лист, готовыми ко всему и не готовыми ни к чему. Единственное, что знали: спектакль стал победителем первого Всеукраинского театрального фестиваля «ГРА», удостоен высшей театральной награды Министерства культуры Украины – премии имени Леся Курбаса в 2018 году, а также Национальной театральной премии в номинации «Лучший драматический спектакль».
Ремарка. То, что публика на спектакль пришла непростая, поняли сразу: усаживаясь рядом с нами в кресла, две интеллигентейшие дамы поздоровались. С вами часто в театре незнакомые соседи по ряду здороваются? То-то же. И это сразу задало некую особую тональность всему происходящему!..
Итак, «Вий. Докудрама». Требуется ведьма? Будет. Отпевание в течение трех ночей? Сделаем. Нужен быт украинского села? Пожалуйста. Спасибо Николаю Васильевичу, собравшему народное творчество, и спасибо тем, кто придумал докудраму – «современный популярный «гибридный» жанр, делающий упор на воспроизведение исторических событий силами драматических актеров, но внешне подающийся в форме документального или научно-популярного фильма».
То есть это Гоголь и не Гоголь. Старинное предание погрузили в нынешние реалии. Добавили щепотку французского изыска в виде иностранных студентов. Одним из действующих лиц сделали «Фейсбук», куда ж без него. И горилка будет, и Верка Сердючка, и шутки на грани фола. Весело? А как же!.. И голодомор. И Чернобыль. И истерзанная Украина с непростой историей и памятью поколений. И уже не смешно. Совсем.
Наталья Ворожбит не зря считается гениальным драматургом. Ювелирная точность раскрытия ее замысла происходит постепенно. Она искусно владеет приемами подготовки зрителя до нужного ей восприятия. И добиться поразительного эффекта в итоге. Режиссер Андрей Бакиров определенно прочувствовал, чего она хочет, и помог. Добротно. Мощно. На разрыв аорты.
Отдельный поклон актерам. Мне показалось, что в каком-то смысле они играли самих себя. Характерно, что спектакль идет на украинском языке. Боялась, что недопойму, недослышу. Напрасно. На самом деле многое воспринималось интуитивно. Как было не вспомнить в этот момент, что мы действительно братья-славяне.
…В итоге я отходила от увиденного неделю, прокручивая тот или иной момент, доставая из памяти реплики, составляя конечный пазл воедино, а финал… Финал оказался настолько пронзительно-неожиданным, что это было своего рода очищение для каждого в зале. Сильно. Страшно. Больно. Но светло!.. Потому что драматург Наталья Ворожбит и режиссер Андрей Бакиров позволили актерскому составу сдирать со зрителя кожу и брать его сердце в ладони, чувствуя, как оно бьется. Значит, живой, значит, чувствуешь, значит, прорвемся!
Подождите, эй, – потянет меня за рукав читатель, – А как же Вий. Вия-то забыли! Извините, сплоховала. Он был. В трактовке авторов спектакля зло – немифическое. Оно реальное. Не надо бояться Вия. Он совсем не страшный. Но вот люди…
Андрей Бакиров: «Украинцы в нашем «Вие» бесшабашные, безудержные в каком-то своем буйстве, а по природе – очень любящие ту территорию, на которой они живут».