Наличие собственных профессиональных рейтинговых агентств – сильная сторона каждой страны. Вот и в Беларуси вскоре такие появятся. Президентским Указом от 7 февраля 2019 года № 42 Национальный банк наделен полномочиями регулирования рейтинговой деятельности в стране.
Кто в первую очередь заинтересован в наличии таких агентств?
Во-первых, коммерческие банки. Им важна информация об уровне кредитоспособности и финансовой устойчивости субъектов хозяйствования. Эти данные помогают определить уровни рисков, процентную ставку и другие нюансы при выдаче средств заемщику.
Во-вторых, инвесторы. Профессиональная и объективная оценка состояния финансово-экономических показателей игроков белорусского рынка сделает его более прозрачным, а Беларусь – более привлекательной как для внутренних, так и для внешних инвесторов. Владельцам капиталов из-за рубежа, да и местным предпринимателям, нужна уверенность в том, что вложенные деньги не сгорят, а принесут доход, на который они рассчитывали. Так что перевод рейтинговых оценок в правовое поле идет в русле повышения привлекательности Синеокой для любых видов капиталов.
Нельзя сказать, что с рейтингами в Беларуси до сих пор было глухо. Многие пытались создать «табель о рангах» лидеров белорусской экономики и предпринимательства в частности. Все знают знаменитые топ-100 наших бизнесменов и другие оценочные списки лидеров и аутсайдеров отечественного рынка. Существует и ежегодный рейтинг Байнета – веб-студий, интернет-агентств, разработчиков мобильных приложений и т. д. Но все это был до сих пор так называемый любительский спорт. Теперь рейтингами займутся профессионалы. Правда, чтобы таковыми стать, придется «сдать экзамены» на пригодность методологий и подобранных финансовых инструментов оценки. Только тогда их ожидает «аккредитация» Нацбанка.
Будут также разработаны «правила игры» по раскрытию информации, ее состава, форм и сроков предоставления. Безусловно, не останутся за бортом и обязательные требования к сохранности и защите информации, полученной агентствами от предприятий и организаций – охраны коммерческой тайны никто не отменял.
Постановка профессиональной оценки субъектов рынка на новый уровень ответственности, как считают некоторые эксперты, – это шаг к возможному появлению собственного национального рейтингового агентства. О необходимости их создания давно ведутся дискуссии в ряде стран ЕАЭС. В России, например, с 2002 года уже действует Национальное рейтинговое агентство, аккредитованное Минфином этой страны. Прислушиваясь к оценкам всемирно известных Fitch, S&P, Moody’s, все же нельзя исключать того, что они подвержены в определенной степени политическому влиянию. Лучше иметь собственных профессиональных оценщиков и составителей рейтингов, которые не слукавят. Так надежнее.