24 февраля в лос-анджелесском театре «Долби» состоится 91 церемония вручения наград американской киноакадемии «Оскар».
Восемь картин претендуют в этом году на главную награду, среди номинантов много довольно нетипичных для «Оскара» фильмов. Например, снятая в Мексике по-испански «Рома» Альфонсо Куарона, политическая сатира о времени правления Буша-младшего «Власть», впервые прорвавшийся в шорт-лист кинокомикс от Marvel «Черная пантера», два музыкальных фильма – «Звезда родилась» и байопик о группе Queen «Богемская рапсодия», фестивально-эстетская «Фаворитка» Йоргоса Лантимоса…
И только основанная на реальных событиях «Зеленая книга» Питера Фаррелли (она все еще идет в столичных кинотеатрах) выглядит в этом нестройном ряду разномастных картин самой «оскаровской», представляя собой ту разновидность голливудского «драмеди» и «бадди-муви», которую легко представить и в 1960-х, и среди костров революции «нового Голливуда» 70-х, и особенно в консервативные 80-е.
Итак, 1962 год. Кеннеди – президент, Мартин Лютер Кинг проповедник, а на юге США процветает сегрегация. И чтобы не попасть в неприятности, чернокожие американцы, ездящие по стране, используют «Зеленую книгу путешественников» – справочник, составленный почтовым служащим Виктором Грином, где он перечисляет дружественные к цветным заправки, мотели, кафе и прочие места, интересные автомобилисту.
...В Нью-Йорке итало-американский вышибала в ночном клубе Фрэнк Валлелонга (Вигго Мортенсен), среди своих Тони-Болтун, временно оставшийся без работы, принимает предложение от талантливого и эксцентричного чернокожего пианиста Дона Ширли (обладатель «Оскара» за роль в фильме «Лунный свет» Махершала Али) стать его личным водителем во время его турне на юг, вплоть до Алабамы. Естественно, во время этого пути вглубь земель Дикси между двумя столь разными людьми возникает стена непонимания и взаимных претензий, но постепенно, во многом благодаря универсальному языку музыки и ситуациям, в которых без поддержки становится крайне сложно, мужчины начинают симпатизировать друг другу, а в итоге станут друзьями на всю жизнь.
Безусловно, перед нами яркий образец актерского кино, и фильм в первую очередь ценен прекрасной игрой Вигго Мортенсена (он номинирован на «Лучшую мужскую роль»), набравшего ради этой роли 20 килограммов и научившегося неподражаемо уминать целую пиццу и говорить с сильным итальянским акцентом. Но и Али, первый оскароносный мусульманин, несмотря на то что его герой дает меньше пространства для актерских подвигов, выдает тут вполне убедительный перфоманс, отдельные реплики, например, говоря на неплохом русском, ведь его герой заканчивал ленинградскую консерваторию и некоторые музыканты из его аккомпанирующего состава были выходцами из России. Режиссура же Питера Фаррелли, ранее известного как постановщика низкопробных, но смешных комедий вроде «Тупой, и еще тупее», в этом фильме весьма деликатна и консервативна, что в ретро-фильме, на мой взгляд, скорее плюс.
Мартин Лютер Кинг: «Люди ненавидят друг друга, потому что они боятся друг друга; боятся, потому что ничего друг про друга не знают; не знают, потому что не общаются, а не могут общаться, потому что разделены».