В нынешнем году учебные заведения республики каждый последний четверг месяца становятся школами активного гражданина (ШАГ). Образовательный проект позволяет теперь старшеклассникам дискутировать на разные темы с общественными деятелями, политиками, учеными и деятелями культуры, артистами. Такая практика, как утверждают представители Минобразования, будет способствовать формированию у молодежи аналитического и критического мышления, коммуникативных навыков и активной гражданской позиции.
– В Министерстве образования и учебных учреждениях ведется постоянная работа по разработке новых форм и методов работы с молодежью, – рассказывает начальник главного управления воспитательной работы и молодежной политики Министерства образования Эдуард Томильчик. – С 2003 года проводятся информационные часы, во время которых учащиеся имеют возможность ознакомиться с важнейшими событиями в республике. В текущем году стартовал очередной новый проект – ШАГ. Это мероприятие проходит в 8–11 классах средних школ. Основное его отличие от проводившихся ранее подобных мероприятий состоит в том, что участники – не просто слушатели, а активные участники, которые задают вопросы, обсуждают актуальные темы и события.
Как строится такое мероприятие? Оно состоит из трех взаимосвязанных содержательных блоков, или трех шагов. Первый шаг – «Мы узнаем». Его основная задача – информировать учащихся. Второй – «Мы размышляем», который призван развивать критическое мышление и умение анализировать полученную информацию, способность формировать собственное мнение о развитии гражданского общества. Третий шаг – «Мы действуем», он предусматривает целевую установку формировать понимание взаимосвязи между личной гражданской инициативой и благополучием государства.
На такие мероприятия, в зависимости от темы, приглашаются представители органов госуправления, руководители крупных предприятий и общественных объединений, известные деятели культуры и искусства. Они, в форме диалога с молодыми людьми, делятся своим опытом и знаниями, дают оценку крупнейшим внутренним и международным событиям. Причем форматы проведения могут быть разными. Например, по той или иной теме может сначала выступить сам ученик, а потом начнется дискуссия с участием гостей. Основная задача состоит также и в том, чтобы наши учащиеся знали о главных событиях в республике и за рубежом. В этом огромную помощь оказывает БЕЛТА – наш главный информационный партнер и поставщик новостей. Благодаря ему и новой форме работы во всех наших 3067 школах появляются самые свежие и актуальные новости.
Для 24-й гимназии Минска минувший четверг не стал исключением: старшеклассники имели возможность не только ознакомиться, но и обсудить актуальные вопросы общественной жизни. Ведущий мероприятия, учитель истории Игорь Дроговоз, представил информационные блоки «Благотворительная акция «Наши дети» под патронатом Президента Республики Беларусь», «Детское «Евровидение-2018», «Республиканский семинар-совещание о повышении эффективности строительного комплекса Беларуси».
Возможности мультимедийной презентации были очень кстати: информация гораздо лучше и глубже усваивается с использованием современных технических средств – в этом случае видеопроектора. Присутствие на таких мероприятиях директора гимназии Татьяны Лукши стало привычным – в этот раз она обстоятельно рассказала о благотворительной акции «Наши дети» и об участии гимназии в этом благородном начинании.
Десятиклассница Мария Хацкевич оценила акцию «Наши дети» конкретно и увидела в ней главное:
«Это хорошая возможность не оставить без внимания прежде всего тех детей, которые по различным причинам не имеют условий в полной мере почувствовать себя счастливыми, ведь не случайно эта акция приурочена к новогодним праздникам...»
Не оставила без внимания тему поддержки детей и Екатерина Бородавкина из 9 «Б»:
«Новый год – самый радостный праздник для детей. Пусть у всех детей будет хорошее настроение и пусть все получат подарки. Хорошо, что эта благородная идея объединяет людей...»
«Для многих Новый год даже важнее, чем день рождения. В этот праздник все сплачиваются единым радостным настроением и счастьем, радуются успехам и строят планы на будущий год. А тем, кому жизнь не позволяет радоваться, мы должны помочь...» – считает Дарья Ратобыльская из 10 «Б».
«Все дети верят в чудо, особенно на Новый год, надо сделать все, что от нас зависит, чтобы эта вера жила в них как можно дольше...» – подвела итог Мария Хацкевич.
После ознакомления с информацией о строительной отрасли Беларуси у Елизаветы Маевской из 9 «Б» возник вопрос:
«Я очень благодарна родителям, что появилась на свет в таком прекрасном городе, как Минск. У него красивая архитектура и отличная инфраструктура. Какие интересные планы у наших градостроителей на ближайшее время?»
Вопрос был переадресован ведущим Игорем Дроговозом гостю, директору Национального исторического музея Павлу Сапотько. Он оказался, как говорят, в теме, и, кроме содержательного рассказа о строительном комплексе Беларуси, поделился планами – к 2022 году должно быть завершено
строительство нового корпуса исторического музея. Проект находится на контроле у Президента.
«Вы возглавляете исторический музей. Насколько тяжело быть его руководителем?» – неожиданно спросил Руслан Новиков.
– Тяжело, но очень интересно, – ответил Павел Михайлович. – Руководитель должен обладать определенными качествами, но главное – находить решения определенных для тебя задач. Тогда это становится уже стилем жизни и многие проблемы решаемы.
Вглядываясь в эти красивые молодые лица, осознаешь: это уже не совсем дети. Пытливость и острота ума, четкие и продуманные умозаключения, стремление смотреть не только перед собой, но и далеко вперед, твердая гражданская позиция – все это дает нашему поколению уверенность в том, что будущее Беларуси окажется в надежных руках. Может, поэтому у директора гимназии такое хорошее настроение?
Фото автора
В Белорусско-Российском университете создают «Виртуальную книгу студенческих семей». На ее страницах запишут истории любви, которые возникли здесь во время учебы и привели в загс. Среди них будет рассказ Полины Горбачевой и Андрея Миклашевича. В финале III Республиканского конкурса студенческих семей «Счастливы вместе» они доказывали, что их брачный союз хоть и молодой, но крепкий.