Параллельно с вузами 20 июля стали принимать документы и ссузы. Кто сегодня выбирает среднее специальное образование, кому после 9-го класса лучше получать профессию, за что всегда ценили в университетах и на предприятиях выпускников колледжей? Разбираемся на примере Могилевского строительно-архитектурного колледжа.
Конкурс – до четырех человек на место
Учреждению уже более 90 лет, и, судя по количеству желающих в нем учиться, оно в топе у молодежи. Особенно популярность возросла, когда колледж вошел в состав Белорусско-Российского университета – до 70 % его выпускников поступают в этот вуз.
С гордостью руководство ссуза перечисляет все плюсы обучения здесь. Оно и понятно: для директора Константина Башаркина это не только единственное место работы, но еще и альма-матер. Константин Андреевич отмечает, что во все времена ценились специалисты, которые вначале получали среднее специальное образование, а затем высшее. Их выдвигали на руководящие должности, доверяли ответственные посты, потому что они на практике знают весь процесс производства.
Коллектив архитектурно-строительного колледжа признан «Организацией года» среди ссузов страны, награжден множеством дипломов и памятных знаков. На прошедшем в этом году Форуме регионов двух стран о Могилевском архитектурно-строительном колледже и Белорусско-Российском университете говорил Владимир Путин. Знают и ценят наших специалистов в стране-соседке, да и на родине на них спрос высокий.
В колледже готовят профи по шести специальностям, все они связаны со строительством. Из новейших – «Теплогазоснабжение, вентиляция и охрана воздушного бассейна». В этом году документы принимают только от выпускников базовой школы. Только за первый день работы приемной комиссии 20 июля принято 56 заявлений от абитуриентов. И это при плане набора на бюджет 145 человек.
Но не все из кандидатов будут зачислены. У кого балл в аттестате ниже 6, лучше подумать о запасном варианте. Самый высокий конкурс среди тех, кто мечтает стать архитектором, – до 4 человек на место. На газоснабжение – 1,7.
– Некоторые думают: нечего время на колледж тратить, я и на стройке всему научусь. Хочу им порекомендовать пообщаться с нашими заочниками. В этом году у нас был 50-летний выпускник. Он – владелец строительной компании. В колледж поступил потому, что не хватало теоретических знаний по проектированию, оформлению технической документации и чтению чертежей, – поделилась заместитель директора по учебной части Елена Потемкина.
Все под контролем
Наверное, не столько переживают сами подростки о том, что будет, если уйти из школы после 9 класса, как их родители. Особенно те, кому придется отправить свое чадо за несколько километров от дома. Страхов хватает – жизнь в большом городе и в общежитии таит много сложностей. А что если попадет в плохую компанию, не сможет себе ничего приготовить и чем будет занят после занятий, кто его станет контролировать?
– Приятно, когда от мамы слышишь: я увидела вас и теперь спокойна, мой ребенок будет под присмотром, – замечает преподаватель, куратор группы Ольга Веремеева. – Если педагог не только производит впечатление надежного человека, но и демонстрирует опыт и компетенцию, то все будет хорошо. Главное – поверить в ребят, поддерживать их и находиться рядом. В конце первого года они даже признались: настораживало, что я постоянно интересуюсь их жизнью. Потом поняли: мне можно доверять.
Процесс адаптации у всех проходит по-разному. Сложнее, наверное, иногородним. У них не только новое учреждение образования, но и место жизни. Нужно устраивать быт с пока еще незнакомым соседом, самому заботиться о себе, привыкать к новым требованиям.
– В конце первого курса проводила анкетирование среди учащихся своей группы. У всех только положительные впечатления от учебы и учреждения, – отмечает Ольга Веремеева.
В колледже никто не прогуливает занятия. Стимулирует в том числе и тот факт, что за пропуск более 10 академических часов без уважительной причины лишают стипендии на месяц. За успеваемостью и посещением – строгий контроль.
Мама плохого не посоветует
У Ольги Войтович мама работала в архитектурно-строительном колледже бухгалтером. Затем Ольга Николаевна сама его окончила, вернулась преподавателем, и ее дочь получала здесь профессию. Вот такая семейная династия получается.
– У нас в роду много строителей. Да и дедушка был мастером производственного обучения в 58-м училище, – замечает Ольга Николаевна.
Ее дочь Анастасия уже студентка заочного отделения БРУ, трудится в проектном институте по специальности. В архитектурно-строительный колледж поступала со средним баллом в аттестате 8.4 по рекомендации мамы. А мама, как известно, плохого не посоветует.
– Всегда рекомендую знакомым смело отпускать детей в ссузы, – замечает Ольга Николаевна. – Есть ли разница в подготовке специалистов в вузе и колледже? Отвечу так: в колледже мы ближе к школе, у нас много индивидуальной работы с учащимися. Институтская система – это лекции и практика, на 70 % самостоятельное изучение материала. Без опыта учебы в ссузе мне пришлось бы очень тяжело в универе. Старые конспекты часто выручали.
Во время обучения в колледже предстоит несколько видов практик. Третьекурсники почти 4 месяца проводят на производстве, за это время получают рабочую профессию и разряд: каменщик, штукатур, маляр. Учащиеся любят трудиться в стройотрядах. Участвовали в возведении таких важных городских объектов, как кардиологический и физкультурно-оздоровительный центры.
Спросите у первокурсника
Даниил Сулик, учащийся 2-го курса, еще год назад расписал жизнь на несколько лет вперед. В колледж поступал осознанно.
– Меня многие спрашивают: почему решил сюда пойти после 9-го класса? – делится размышлениями молодой человек. – В любом случае парня ожидает служба в армии. Если не поступишь после 11-го класса в вуз, то получишь повестку в военкомат. А после демобилизации куда? ЦТ еще сложнее сдать, работу хорошую без диплома не найдешь. А я после колледжа пойду в армию, эти полтора года службы засчитываются как отработка. С военным билетом у меня будет больше возможностей. Смогу зарабатывать и заочно получать высшее образование. По своей специальности «Обслуживание и эксплуатация жилых домов» смогу легко найти вакансию. Я специалист широко профиля: и сантехник, и штукатур-маляр.
Вместе с заместителем директора по учебной работе Еленой Потемкиной нарисовали портрет тех, кто выбирает ссузы после 9-го класса.
Первая категория. Это ребята, которые стремятся быстрее стать самостоятельными. Как правило, уже на втором курсе они после занятий и в выходные подрабатывают. Наверное, в колледже таких большинство. Многие из них из неполных или многодетных семей.
Вторая категория. Те, кому надоела школа. Учителя не знают, как таких подростков мотивировать, родители расписываются в своем бессилии. Они обижаются на школу, которая «вытолкнула» их детей в ПТУ и колледж. Это совсем не так. Педагоги понимают, что пусть лучше молодой человек рационально использует два года, получая профессию, а не просиживает на задней парте в 10-11 классах. Нередко родители позже говорят, что их дети изменились, стали более ответственными. После первой же практики понимают, что заработать могут своими руками, и с ними теперь даже советуются в вопросах ремонта.
Третья категория. Их, наверное, меньшинство. Родители таких подростков признаются: их дети такие «волнительные», что даже школьные экзамены с трудом переживают, а уж что будет на ЦТ... Поэтому после 9-го класса приносят документы в ссуз, где проходят по конкурсу аттестатов. После получения профессии поступают на сокращенную форму обучения в вуз и сдают два теста по специальности. За эти годы их робость и неуверенность уходят.
Ссузы в цифрах
В Беларуси 194 учреждения, реализующих образовательные программы среднего специального образования. Из них 9 – частные.
В ссузах обучают по 182 специальностям.
Самые востребованные направления – IT-сфера, иностранные языки, мехатроника, медицина.
Новая специальность нынешней вступительной кампании – «Информационные кабельные сети».
Документы в ссузы принимаются по 3 августа на обучение за счет средств бюджета, по 14 августа – на платной основе.
В 2021-м планируется принять 39,6 тыс. человек (105, 3% к показателю 2020 года).
Светлана КИРСАНОВА
В Белорусско-Российском университете создают «Виртуальную книгу студенческих семей». На ее страницах запишут истории любви, которые возникли здесь во время учебы и привели в загс. Среди них будет рассказ Полины Горбачевой и Андрея Миклашевича. В финале III Республиканского конкурса студенческих семей «Счастливы вместе» они доказывали, что их брачный союз хоть и молодой, но крепкий.