Проект бюджета на следующий год подготовлен и передан законодателям: окончательную редакцию главного финансового документа страны рассмотрели на совещании у Президента.
Акцент был сделан прежде всего на оптимизацию расходов и устранение излишней нагрузки на государственный кошелек: это касается и закупок, и международных мероприятий. В целом бюджет сформирован по консервативному, в хорошем смысле этого слова, сценарию: социальная направленность не только сохраняется, но и возрастает. Темп роста ВВП заложен на уровне 102%, не изменится и ставка рефинансирования.
Что касается проводимого в России налогового маневра, в бюджете не учтены возможные компенсации потерь белорусской стороны. Это означает, что даже отсутствие договоренностей по этому поводу не помешает реализовать поставленные задачи. Кроме основного докладчика, министра финансов Максима Ермоловича, на совещании держали ответ первый вице-премьер Александр Турчин, замглавы Президентской администрации Николай Снопков и глава Госконтроля Леонид Анфимов. В центре обсуждения, кроме бюджета на будущий год, оказались и окончательные варианты Налогового кодекса.
С подробным обсуждением на совещании с участием главы государства эти документы выносились в нынешнем году неоднократно, поэтому были представлены в доработанном виде, по мотивам ранее поставленных Президентом задач. В том, что главный финансовый документ сохранит свою безусловную особенность — социальный уклон, экономисты не сомневались. Спор шел о другом: за счет чего такой уклон возможно усилить. Поднимался вопрос о прекращении поддержки неэффективных предприятий и практики закрывать просчеты несостоятельных в своем деле руководителей бюджетными деньгами – все это Президент требовал еще на большом экономическом совещании в ноябре. Куда важнее в таких случаях направить средства на капитальные бюджетные инвестиции и поддержку населения. Отсюда исходит и традиционное требование власти: при любом сценарии бюджета – оптимизация и жесткий контроль за его расходами. Сейчас придется работать и в режиме экономии.
Налоговый маневр главного союзника – тема, которая периодически появляется в белорусских и российских СМИ. Начиная с 2015 года бюджет Беларуси формируется с профицитом в основном за счет экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, которые, по договоренности с Россией, целиком поступали в белорусский бюджет и в полном объеме направлялись на погашение внешнего госдолга. Но уже в 2019 году выпадающие доходы белорусского бюджета из-за последствий налогового маневра могут составить несколько сотен миллионов долларов. Решение России, безусловно, довольно болезненное, но не катастрофа, как отметил Президент. Компенсация белорусских потерь – предмет переговоров. На уровне правительств, к сожалению, пока не договорились. Следующий этап – встреча президентов.
К слову, в новом бюджете доходов от компенсаций и не учитывали. Как заявил министр финансов Максим Ермолович, речь идет о том, что в рамках разработанного проекта бюджета не учитываются какие-либо доходы от предоставления российской стороной компенсации, связанной с реализацией налогового маневра. То есть в доходах бюджета уже заложены потери, связанные с этим налоговым маневром. Они составляют более 600 млн рублей
в 2019 году. Соответственно, бюджет уже адаптирован к самому неблагоприятному сценарию развития этих переговоров. По его словам, если развитие событий пойдет по негативному сценарию во взаимоотношениях с российскими коллегами, то тогда бюджет будет исполняться таким, каким он представлен парламенту. Рисков с точки зрения социальной сферы, работников бюджетных организаций, реализации государственных программ нет, уверен Максим Ермолович.
Будем надеяться, что все важнейшие экономические блоки роста, на которые правительство делает ставку, сыграют на доходную часть бюджета, компенсируя возможные потери. Не стоит забывать и про макроэкономическую сбалансированность – она является самым верным индикатором для инвестора. Если ее поддерживать, внешние инвестиции будут расти, и в правительстве цифру в 28 млрд рублей считают вполне реальной. Новая индивидуальная промышленная концепция для каждого региона страны, цифровизация и развитие сферы услуг (здесь запланирован рост экспорта на 12%), увеличение добавленной стоимости продуктов экспорта тоже должны внести свой ощутимый вклад.
Уже в начале 2020-го белорусские врачи-инфекционисты знали: появление у нас первого зараженного COVID-19 – только вопрос времени. Поэтому год назад, ночью 27 февраля, главврач Городской клинической инфекционной больницы Николай Юровский, услышав в телефоне голос министра здравоохранения, сразу понял: ковид пришел! Вызвал такси и через несколько минут был на работе.