Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Совместный проект
>>>
Люди в белых халатах
>>>
Специальный проект
>>>



#армейскиебудни

№50 от 13 декабря 2018 года

Легендарный «полтинник»
Легендарный «полтинник»

Очень тонко подметил в одной из книг японский писатель и переводчик Харуки Мураками: жизнь в городах приучает смотреть разве что себе под ноги. И правда, только задумайтесь, как давно вы поднимали глаза в небо, где неспешно плывут облака, летят самолеты, а по ночам зажигаются яркие звезды? Мы решили познакомиться с теми, кто покоряет небесные высоты, и отправились туда, куда мечтают распределиться практически все выпускники авиационного факультета Военной академии Республики Беларусь, – о 50-й ордена Красной Звезды смешанной авиационной базе.

Широко известна 50-я авиационная база не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. История создания легендарного «полтинника» – именно под таким названием авиабаза вошла в летопись Вооруженных Сил – началась на афганской войне. В горниле этого военного конфликта ковались традиции, ставшие мерилом выполнения воинского долга для всех последующих поколений авиаторов. За 9 лет войны летчики авиабазы совершили 120 944 боевых вылета, перевезли более 90 тыс. тонн грузов, уничтожили 298 опорных пунктов, 160 огневых точек, 104 позиции пулеметов ДШК, 75 складов с оружием и боеприпасами, около 3,5 тыс. боевиков.

Сегодня же на вооружении части состоят тяжелые военно-транспортные самолеты Ил-76МД; военно-транспортные самолеты Ан-26; военно-транспортные вертолеты Ми-8МТ, Ми-8МТВ-5; транспортно-боевые вертолеты Ми-24. Это во многом уникальная и надежная техника.

Учебный год

Сохранив лучшие традиции предшествующих поколений, авиаторы надежно обеспечивают мир и стабильность на белорусской земле и передают новому поколению летчиков свои знания по защите неба. Нам повезло побывать в «полтиннике» в преддверии нового учебного года, увидеть плановые полеты и испытать современные тренажеры для обучения летчиков.

– Ни одна база, ни одна часть, ни один полк не выполняет такое количество задач, которое возложено на нашу базу. Это и боевое дежурство по охране государственной границы в воздушном пространстве Союзного государства, и круглосуточное дежурство по поисково-спасательному обеспечению полетов государственной авиации Беларуси, и обеспечение боевой подготовки и выполнения задач подразделений сил специальных операций, обеспечение учений соединений, воинских частей и подразделений Вооруженных Сил Беларуси, доставка гуманитарной помощи в районы стихийных бедствий, техногенных катастроф и многое другое, – рассказал заместитель командира части по идеологической работе подполковник Андрей Клевжиц.

Интересно, что Андрей Александрович – летчик в третьем поколении. «Отец всю жизнь летал на Ми-24. Помню, как он в комбинезоне уходил куда-то с утра и в комбинезоне вечером возвращался. Правда, не могу сказать, что меня это так вдохновляло... Да, рядом был аэродром, летали самолеты-вертолеты, но тогда меня это никак не цепляло. Пока однажды после школы не пошел в Бобруйский аэроклуб. Вот там моя жизнь перевернулась», – вспоминает подполковник.

Аэродром

...Слышен гул вертолетов. Глядя на то, как мощная техника легко поднимается ввысь, понимаешь, какая ответственность лежит на офицерах-летчиках. Правильно говорят: небо ошибок не прощает. Любая, даже самая незначительная погрешность может стоить жизни пилоту и экипажу.

– Во время плановых полетов летчик отрабатывает элементы от простых к сложным, – пояснил Андрей Александрович. – Начинается все со взлета и посадки. Затем летчик выходит на маршрут – это уже более масштабное мероприятие. После он приступает к изучению боевого применения как вооружения, так и разведки, перевозке грузов, выполнению специальных задач. Апогей подготовки – учения.

Тренажеры Ми-24 и Ми-8

...Однако прежде чем дойти до плановых полетов, летчики тщательно изучают теоретическую базу, сдают зачеты, отрабатывают все элементы на земле, на максимально реалистичных тренажерах. Это также выгодно и в экономическом плане. Зачем жечь топливо, если можно отработать любую задачу, включив тренажер в розетку? Кстати, все оборудование белорусского производства.

Конечно, мы не могли упустить возможность посидеть за штурвалом и поднять вертолет в небо. Пусть и виртуально. Правда, проблемы начались с посадки в кабину тренажера вертолета Ми-24. Разобравшись с этим, я в растерянности взглянула на все приборы, кнопки и рычаги в кабине.

– Я летаю на МИ-24 – рассказал Андрей Клевжиц, – на управление Ми-8 переучивался уже в «полтиннике». Что сложнее? Здесь нельзя так ставить вопрос. Это все равно что сравнивать, например, «вольво V70» повышенной комфортности и «БМВ Х5». Эти две машины по-своему хороши, но сравнивать их нельзя, потому что предназначение разное.

За беседой и не заметила, как подполковник быстро включил подачу топлива, запустил вспомогательный двигатель, основные двигатели... Ох, неужели во всех этих кнопках можно разобраться? Но винты закрутились – и мы взлетели. Прекрасно понимая, что нахожусь в тренажере, все равно не могла отделаться от чувства страха. Даже боюсь представить, что ощущают курсанты, в первый раз управляя настоящим вертолетом! Стараясь не сесть на линию электропередачи, кое-как, при помощи профессионала, вертолет я посадила. Но на этом приключения не закончились. Впереди нас ждала еще одна винтокрылая машина.

Если кабина тренажера Ми-24 предназначена для одного пилота, то кабина Ми-8 – для троих. Что меня очень порадовало. Конечно, когда тебя страхует опытный пилот, расслабляешься и появляется больше времени рассмотреть все датчики приборов и картину, которая разворачивается на огромном экране.

– Старайтесь не смотреть влево, вас может укачать, – советует Андрей Клевжиц. – Слева аэродром, прямо – Минск. Можно включить любую погоду. Сегодня – тихий зимний день.

Пока подполковник уверенно управлял техникой, я все не переставала смотреть по сторонам. Признаться, ощущение, что нахожусь в реальной кабине, не покидало меня ни на секунду.

Посадив вертолет, мы увидели и место, где располагаются инструкторы и инженерно-технический состав. «Здесь можно и по погоде выставлять критерии, по отказу двигателя, к примеру. Сзади стоит камера, и после идет разбор ошибок. Тренажер очень реалистичный. Но в любом случае эмоции от настоящего полета гораздо ярче», – улыбнулся наш собеседник.

10D

Во время нашего визита на тренажерах навыки полета отрабатывали молодые офицеры, распределившиеся служить на 50-й авиабазе.

Лейтенант Максим Болонишников родом из деревни Новые Засимовичи Пружанского района. Он не скрывает: большую роль в определении его будущей профессии оказала семья. Отец молодого человека был летчиком, а дедушка авиационным техником. «Хорошо помню свой первый полет: школьником летал на вертолете вместе с отцом. А потом, когда поступил в Военную академию, на первом курсе мы летали на планерах. Страшно не было. Так все красиво...
Ощущение спокойствия», – говорит Максим.

Мечта подняться в небо, управлять самолетом с детства была и у лейтенанта Романа Киндрука: «Небо надо любить. Считаю, что если человека заставлять выбирать такую профессию, то ничего из этого не получится, нужно самому целенаправленно идти к этой мечте. Вот я и дошел. Хотя человек учится всю жизнь, поэтому еще многие навыки нужно усвоить. На тренажерах, которые есть на базе, мы практику проходили, потом был выпуск в академии, и мы вернулись в «полтинник» уже молодыми офицерами. Можно ли сравнить тренажеры с реальными полетами? Да. Ты полностью отдаешься полету, те же действия отрабатываешь, только на земле. Что было самое трудное во время первого полета? Непривычно. Это не на машине рулем крутить. Важный фактор – высота. Страх перед ней есть, но привыкаешь. Хотел бы я вернуть время и поменять специальность? Ни в коем случае. Понимаете, когда ты с головой окунаешься в небо... то уже не можешь жить без него. Оно затягивает».

На вопрос о том, сложно ли было учиться на авиационном факультете, лейтенант Никита Бойко отмечает, что преподаватели требовали развивать те навыки, без которых никогда не станешь профессионалом. «Хорошо помню свой первый полет. Первая практика в академии. Л-13. Планер без двигателя... Еще удивлялся, как эта консервная банка может летать? Это было классно. А по поводу тренажеров... Представьте, что вы пришли в кинотеатр 10D. Все очень реально», – рассказал офицер.

Фото Рамиля НАСИБУЛИНА

Ссылка на видео 

В танковом батальоне прибыло

В середине ноября десять модернизированных танков Т-72Б3 поступили на вооружение танкового батальона 120-й отдельной гвардейской механизированной бригады.

Танк Т-72Б3.

Кроме того, Министерство обороны и научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» заключили очередной контракт на модернизацию следующей партии белорусских танков, которые уже находятся на предприятии в Нижнем Тагиле. Еще десять модернизированных Т-72Б3 поступят в Вооруженные Силы в конце 2019 года. Мы решили узнать, какими характеристиками обладает данная модель и легко ли личный состав нашел общий язык с техникой? 

Ежегодно на вооружение белорусской армии поступает более 100 единиц новых и модернизированных образцов вооружения, военной и специальной техники. В соответствии с госпрограммой на 2016–2020 годы в этом году в Вооруженные Силы поступило 32 бронетранспортера БТР‑70МБ1, 40 120-миллиметровых минометов «Нона-М1». К концу 2019 года ожидается поставка в воинские части сил специальных операций ВС 9 бронированных транспортных средств «Кайман», вооруженных 30-миллиметровыми автоматическими гранатометами АГС-17. Все образцы вооружения прошли успешные испытания в соединениях и воинских частях, по их результатам они и были приняты на вооружение.

– Т-72Б3 – это результат глубокой модернизации серийного Т‑72Б, который является основным боевым танком Вооруженных Сил Беларуси, – рассказал первый заместитель начальника вооружения Вооруженных Сил – начальник штаба вооружения генерал-майор Андрей Федин. – С учетом  технических решений, примененных при модернизации, это уже совершенно другая качественно новая машина, которая по уровню подвижности, огневой мощи и защищенности превосходит исходный танк на порядок. Во-первых, повышена огневая мощь, вместо традиционного ночного прицела, совмещенного с прибором наведения противотанковых управляемых ракет, установлен тепловизор. Пушка имеет повышенную жесткость ствола, за счет этого существенно улучшены характеристики по точности стрельбы. Двигатель в модернизированном танке заменен на более мощный. За счет применения новых, более надежных трансмиссий и ходовой части значительно улучшены характеристики подвижности. К примеру, скорость машины по пересеченной местности составляет 35–40 км/ч, при этом он может эффективно стрелять, скорость по шоссе – не менее 65 км/ч. Кроме того, новая система динамической защиты в совокупности с многослойной броней (корпус также подвергался модернизации) и противоминной защитой днища существенно повысила надежность машины и безопасность экипажа.

Стоит отметить, что именно на Т-72Б3 белорусские профессионалы два года отстаивают честь Беларуси в «Танковом биатлоне» на Армейских международных играх. В 2017 году они заняли четвертое место, а в нынешнем – взяли бронзу. Поэтому будем надеяться, что скоро и золото появится в копилке наших ребят.

...О том, что модернизированная техника имеет много плюсов, говорит и командир танкового взвода 120-й отдельной механизированной бригады гвардии лейтенант Алексей Бурак. Он в числе первых опробовал боевую машину в «Танковом биатлоне». «Много преимуществ по ходовой части, стрельбе, движению. Боевая машина получила прицел наводчика – «Сосна-У» отечественного производства. Прицел четырехканальный: оптика, тепловизор, лазерный дальномер и канал наведения управляемых ракет. Кроме того, прицел оснащен автоматом сопровождения движущейся цели, что повышает вероятность ее поражения. Работать с машиной тоже стало удобнее, так как ее усовершенствовали, многие приборы функционируют на электронике. Усилена ходовая часть, стоит мощный двигатель и изменен тип динамической защиты. Сначала, конечно,  непривычно находиться в такой машине, но когда отладил свои навыки, то никаких проблем с управлением не возникает», – выразил мнение гвардии лейтенант.

Старший механик-водитель ефрейтор Дмитрий Загайнов также отмечает, что никаких проблем при освоении модернизированной техники у команды не возникло. «Чем танк стал лучше, с моей точки зрения? Тем, что поставили новый двигатель, управление  лучше, датчики приборов заменили на компьютер, все теперь быстро и удобно: кнопку нажал – все понятно. Общий язык с машиной  нашли за две недели. Уже проехали на ней около 50 километров, разгонялись до 40 километров в час. По-моему, танк удобнее, чем автомобиль. Только что габариты больше и руля нет. Даже маневрированию он поддается легче, чем машина. Вот автомобиль на месте не развернешь, а танк – пожалуйста», – улыбается Дмитрий.    

Наводчик орудия гвардии младший сержант контрактной службы Вадим Плакса с ходу отмечает новый прибор «Сосна-У», который повысил точность прицела. «Я обучался на Т-72Б. Новую технику осваивал уже в 120-й отдельной гвардейской механизированной бригаде. Поэтому и могу сравнивать все характеристики с практической точки зрения», – подытожил младший сержант.

Фото Рамиля НАСИБУЛИНА



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора

«Поляна» полностью автономна и оснащена всеми элементами жизнеобеспечения. Например, кондиционер образца показал себя с лучшей стороны во время  испытаний на российском полигоне Ашулук, где температура поднималась выше 30 градусов. Также комфортные условия сохранялись и во время полевых выходов при минус 30 градусах.

Весенний призыв – 2020 проходит в Беларуси с февраля по май.

На вооружении 50-й смешанной авиационной базы в Мачулищах состоят тяжелые военно-транспортные самолеты Ил-76МД; военно-транспортные самолеты Ан-26; военно-транспортные вертолеты Ми-8МТ, Ми-8МТВ-5; транспортно-боевые вертолеты Ми-24.

В минувшую субботу со всех уголков страны родители, близкие и товарищи спешили в воинские части, чтобы стать свидетелями торжественного ритуала – принятия присяги новобранцами.