Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Совместный проект
>>>
На заметку потребителю
>>>
Специальный проект
>>>



Культпоход

№48 от 29 ноября 2018 года

Последний киноимператор
Последний киноимператор

В понедельник, 26 ноября, на 78 году жизни в Риме скончался Бернардо Бертолуччи, самый младший из плеяды титанов итальянского кино.

Родившийся в 1941 году, ближе к закату эпохи Муссолини, в семье поэта и кинокритика, Бертолуччи на протяжении всей своей карьеры находился между полюсами кино политического и поэтического, попеременно приближаясь то к одному, то к другому.

Студент философского факультета 21 года от роду, он начал свою карьеру в кино, работая ассистентом у Пьера Паоло Пазолини, на картине «Аккаттоне». У мэтра он не только научился киноязыку, но и уверился в собственных коммунистических взглядах. И всего через год после выхода фильма Пазолини Бернардо снимает свою дебютную картину «Костлявая смерть», детективную драму об убийстве проститутки. Сценарно лента вызывает ассоциации с «Расемоном» Куросавы, то же обилие точек зрения, тот же опрос свидетелей и подозреваемых.

Следующим фильмом, явно вдохновленным французской «новой волной» и непосредственно Годаром, становится фильм «Перед революцией», в котором сексуальность и марксизм вступают в конфликт. Вообще, вторая половина 60-х годов наиболее политизирована в творчестве мастера, апофеозом чего становится первый общепризнанный шедевр – фильм «Конформист» 1970 года. В ленте (которая, к слову, была в урезанном виде показана в СССР), рассказывающей об интеллектуале, пытающемся найти «тихую гавань» в фашистском обществе, прослеживаются взаимные пересечения насилия общественного и сексуального.

На волне успеха картины Бертолуччи получает возможность использовать интернациональный каст и в 1972 году снимает свою наиболее скандальную ленту, «Последнее танго в Париже» с Марлоном Брандо и Марией Шнайдер. После выхода фильма в Европе в Болонье проходит суд над Бернардо «за распространение порнографии», и его лишают на пять лет гражданских прав, включая право голосовать. Но известность картины за пределами Италии огромна, и режиссер получает баснословный, по меркам итальянского кино того времени, бюджет и работает над своим opus magnum – эпическом полотне о первой половине ХХ века в Италии и зарождении фашизма – «Двадцатый век» (1976). Через все перипетии общественной и политической жизни того времени проходят два рожденных в один день человека – сын помещика Альфредо (Роберт де Ниро) и отпрыск крестьянина (Жерар Депардье), также, пожалуй, лучшую роль в своей жизни в этой картине сыграл Дональд Сазерленд, воплотивший даже на физиологическом уровне отвратительный образ управляющего поместьем и по совместительству главы «чернорубашечников».

В следующем десятилетии режиссер увлекается восточной философией и историей и снимает свой наиболее успешный, с точки зрения кинонаград, фильм – «Последний император» (1987). Лента, принесшая Бертолуччи «Оскар» за лучший фильм, режиссуру, сценарий и еще 6 наград американской киноакадемии, повествует о жизни императора Китая Пу И, взошедшего на престол в двухлетнем возрасте. Менее успешной стала вторая «восточная» картина Бернардо – «Маленький Будда» (1993), рассказывающая о поисках реинкарнации ламы Дорже.

После этой неудачи режиссер возвращается в Европу и снимает безупречно эстетскую ленту «Ускользающая красота» (1995) и основанный на воспоминаниях гимн молодости, кино и революции – «Мечтатели» (2003). В последние годы жизни мастер тяжело болел и свою последнюю работу – скромную камерную драму «Ты и я» (2012) – снимает, уже не вставая с инвалидного кресла...

N.B.

«Возможно, неспроста экран назвали экраном… он экранирует нас от остального мира» (Худ. фильм «Мечтатели», 2003 г.)

Петр ОВОД



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике


Его называют человеком-оркестром. Александр Адабашьян великолепен во всем, за что берется.


Говорят, последнее дело – судить о книге по обложке. Но именно так ко мне попал новый бестселлер Джоджо Мойес.

«Нет повести печальнее на свете, чем повесть о…». В этот раз речь не о шекспировских героях.

Помните, как о состоянии Буратино судили лекари из сказки «Золотой ключик»: «Пациент скорее жив, чем мертв»?