В Беларуси обновляется Жилищный кодекс – главный документ, определяющий правила приобретения, владения, пользования и продажи таких важных для каждого квадратных метров. Какие новшества для имеющих крышу над головой и только мечтающих о ней внесены в проект?
Вот что об этом, а также о новых возможностях решения квартирного вопроса рассказала газете «7 дней» заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по жилищной политике и строительству Оксана Гайдук.
– Революционных изменений новая редакция Жилищного кодекса не несет. Однако прописанные нормы в ныне действующем кодексе, который был принят в 2012 году, требуют обновления, так как поменялась практика их применения. За прошедшие шесть лет для корректировки квартирных проблем в масштабах страны было принято шесть президентских указов, ряд постановлений и решений правительства, министерств и ведомств!
В готовящемся кодексе некоторые важные ранее для населения установки исчезнут. Например, уже не будет статьи о приватизации, которая закончилась 1 июля 2016 года, но появятся новые, раскрывающие механизмы рынка арендного жилья – правила его приобретения, пользования, замены и обратной его передачи новому владельцу.
Нужно отметить, что арендный сегмент жилого фонда растет и пользуется все большей популярностью у населения. Наряду с общежитиями, специальными жилыми помещениями и социальными квартирами он дал возможность многим белорусским семьям решить непростой квартирный вопрос, который долгие годы остается преградой их роста да и простого человеческого счастья...
Но пока такого жилья недостаточно, поэтому арендные квартиры достаются только очередникам.
По мере насыщения рынка арендным жильем оно станет доступно всем желающим. Да и цена за арендный квадратный метр будет снижаться. Станет проще обменять арендную квартиру большей площади на меньшую и наоборот.
– Оксана Вячеславовна, когда заработают механизмы, способные привлечь к арендным домам частных инвесторов, которые смогли бы с выгодой для себя и граждан строить и содержать их, что, в свою очередь, позволило бы удешевить найм?
– Пока арендные квартиры строят только за счет государства. И плата за проживание в них – недешевая услуга, хотя цена ее ниже рыночной. Стоимость пользования арендными квадратными метрами высчитывается по специальной формуле, которая зависит от коэффициента, связанного с расположением квартиры, дома, уровня его благоустройства, района проживания.
Востребованность в таком виде квартир растет, поэтому государство стремится удовлетворить спрос, направляя на их строительство как бюджетные средства, так и целевые – полученные от граждан в качестве уплаты за проживание в арендных квартирах.
Таким образом арендаторы финансируют рост арендного сегмента жилого фонда, давая шанс другим, не имеющим крыши над головой, обзавестись новой квартирой. Если в 2017 году было построено 87,3 тыс м2 арендного жилья, то в 2018‑м, согласно прогнозу, будет введено 90 тыс м2.
Что касается вовлечения бизнеса в строительство арендного жилья, то пока все на уровне обсуждения… Когда же механизм найма жилья будет отработан на практике и покажет свою эффективность, у частного инвестора появится реальный интерес вкладывать деньги в данный сегмент недвижимости.
К сожалению, пока возврат затрат на возведение арендного жилья слишком растянут во времени, поэтому частник, желающий получать прибыль, что называется, здесь и сейчас, не рискует вступать в сделки с эксплуатацией нового вида недвижимости.
– О каких еще новшествах проекта Жилищного кодекса нужно знать читателям?
– Предлагается новое решение при выселении из домов, ставших непригодными для проживания. В случаях признания жилья, находящегося в долевой собственности, непригодным для проживания, будет предусмотрена выплата денежной компенсации не одному собственнику, как сейчас, а каждому из них – соразмерно доле в праве собственности на утрачиваемое жилье. Это позволит не доводить конфликты до судебных споров.
– Предполагает ли проект документа изменения жилищного вопроса на селе?
– Нет, ни по селу, ни по коттеджной застройке никаких новшеств не предполагается.
Развитие села предусмотрено рядом государственных программ. В их числе Государственная программа развития аграрного бизнеса на 2016–2020 годы, госпрограммы «Комфортное жилье и благоприятная среда» на 2016–2020 годы и «Строительство жилья» на 2016–2020 годы.
– Много ли строится новых квартир в нашей стране и какова динамика роста?
– После спада в 2014 году жилищное строительство пошло в рост. Только с господдержкой в 2017 году было введено 501 тыс. м2. На 2018 год задание по вводу жилых квадратных метров при государственной поддержке еще выше – 900 тыс. м2.
Кадровый потенциал отрасли значительно укрепился: идет постоянное обучение и переобучение специалистов. Привлекательности строительным профессиям придает рост зарплат – по мере увеличения объемов производства и производительности труда. Средняя зарплата только по Минску составляет 1200–1300 рублей.
Сегодня уже не работа идет за человеком, а человек за работой. Важными точками роста на карте страны стали Островец и Петриков, где для семей членов коллективов Островецой АЭС и горно-обогатительного комбината ОАО «Беларуськалий» строятся современные жилые комплексы и аналогичная городская инфраструктура.
– Оксана Вячеславовна, почему не развиваются города-спутники Минска? Говорят, что индустриальный парк «Великий камень», где кроме промышленного запланировано масштабное жилищное строительство, быстрее станет спутником Минска, чем те же Логойск или Руденск...
– Проблема в том, что в городах-спутниках недостаточно развита инфраструктура. Как только появятся в Логойске, Руденске, Смолевичах, Заславле, Дзержинске детские сады, школы, что очень важно для молодых семей, когда обеспечим их рабочими местами, первичной социальной инфраструктурой и транспортными коммуникациями со столицей (скоростными электричками), тогда города-спутники станут востребованными населением.