Актуальные вопросы и проблемы развития ликеро-водочной отрасли в стране обсудили на совещании у Президента. Особенность Беларуси состоит в том, что у нас существует определенная монополия на производство и реализацию алкогольных изделий: государственное регулирование позволяет поддерживать порядок в этой области. Учитывая опыт прошлых лет, по мнению главы государства, необходимо эту монополию усилить: нельзя допускать появления некачественной алкогольной продукции, теневого оборота и недобросовестной конкуренции.
Появление проблем во взаиморасчетах между поставщиками и потребителями, медленный рост экспорта продукции и отсутствие единой согласованной политики на всех уровнях только затрудняют и тормозят развитие отрасли. Действительно, почему бы правительству, местным органам власти, силовым структурам да и самим производителям не прийти к общей стратегии и методике?
В качестве одной из мер усиления государственного регулирования правительство предлагает установить единые розничные цены на отдельные виды алкогольной продукции. По аналогии со многими странами на массовые виды ликеро-водочных изделий будут определены минимальные входные цены и единые торговые надбавки, что приведет к унификации цен в рознице. Для тех же производителей, кто будет выпускать продукцию так называемого премиум-класса (эксклюзивную, сувенирную), никаких ограничений не предвидится: они смогут работать по договорным ценам. Польза от такого подхода есть: разброс в ценах на популярные виды ликеро-водочных изделий на внутреннем рынке неизбежно приводит к недобросовестной конкуренции.
Действительно, сегодня у предприятий отрасли, как государственных, так и частных, есть разные возможности как по закупкам сырья, так и по различным издержкам – законы рынка отменить нельзя. И каждый игрок на этом рынке вправе использовать в собственных интересах свои методы и маркетинговые ходы: как говорится, каждый работает как умеет, важен результат. Только, как акцентировал свое особое внимание Президент на совещании, алкогольная продукция – товар особый. Поэтому, несмотря на значительное подспорье для бюджета, необходимо четко понимать и последствия развития ситуации на этом специфическом рынке, за этим – здоровье людей. По этой причине и важен жесткий и централизованный государственный контроль, который позволит минимизировать такие последствия.
В качестве центрального и единого «регулятора» на рынке алкогольной продукции правительство предлагает определить «Белгоспищепром». Решение оправдывает себя: сегодня вопросы согласования – одни из самых проблемных. Действительно, куда это годится: целый ряд государственных органов и облисполкомы в придачу занимаются регулированием. Один отвечает за лицензирование, другой – за квоты, третий – за качество. Пусть кто-то один этим займется, «Белгоспищепрому» это будет вполне по силам. По словам вице-премьера Михаила Русого, у правительства в планах и введение строгих квот на поставку алкогольной продукции для реализации на внутреннем рынке. Не стоит бояться такого слова, как «квота», несмотря на то, что оно обозначает, в сущности, ограничение. Да, у многих в сознании прочный стереотип: любое ограничение – зло и чуть ли не нарушение прав и свобод. Только в этом случае все как раз наоборот: в государственном масштабе, даже при значительных поступлениях в бюджет, увеличение алкогольного «потока» ни к чему хорошему,
кроме тяжелых социальных последствий, не приведет. Это прекрасно понимают и Президент, и правительство. Но, по сути, никто никого не ограничивает в инициативе: хотите наращивать объемы и зарабатывать – пожалуйста, форсируйте экспорт. Он никак не лимитируется: ни на спирт, ни на ликеро-водочные изделия ограничений нет, за рубеж можно продать хоть все, что произвел. А рядовым «любителям» и «профессионалам» беспокоиться тоже нечего: выделяемые квоты будут соответствовать емкости внутреннего рынка. Для простого обывателя это значит: «не беспокойтесь, водки хватит всем».
По данным вице-премьера Михаила Русого, за последние годы потребление алкогольной продукции внутри Беларуси заметно упало: если в 2015 году ликеро-водочных изделий потребляли в объеме 14,3 млн декалитров, то в последнее время – до 11. Поменялась и структура: увеличилось в процентном соотношении потребление виноградных вин и коньяка, бренди и виски. Это обнадеживающая тенденция, которая характерна для развитых стран. Главное – не свернуть с этого пути. Для этого и принимаются управленческие решения.
Уже в начале 2020-го белорусские врачи-инфекционисты знали: появление у нас первого зараженного COVID-19 – только вопрос времени. Поэтому год назад, ночью 27 февраля, главврач Городской клинической инфекционной больницы Николай Юровский, услышав в телефоне голос министра здравоохранения, сразу понял: ковид пришел! Вызвал такси и через несколько минут был на работе.