Фильмы Терри Гиллиама в начале девяностых стали культовыми среди постсоветских киноманов, которые смотрели их на переставшими быть дефицитными видеомагнитофонах в знаменитых «гнусавых» переводах. Происходящий за окном распад большой страны и прежних идеалов очень точно соотносился с абсурдистским миром «Монти Пайтона», мрачным гротеском «Бразилии», а элегический «Король-рыбак» примирял наших сограждан с окружающим миром. Но по-настоящему массового зрителя Терри приобрел лишь ближе к концу последнего десятилетия прошлого века, выпустив фантастическую головоломку «12 обезьян» с находящимися в то время в зените славы Брюсом Уиллисом и Брэдом Питтом, и экранизацию наркотического трипа Хантера С. Томпсона «Страх и ненависть в Лас-Вегасе».
В двухтысячных Терри не выстреливал настолько громко, однако синефильское сообщество весьма тепло приняло и «Страну приливов», и «Воображариум доктора Парнаса». И все эти годы, снимая фильм за фильмом, английский режиссер лелеял мечту снять фильм о… Дон Кихоте. Точнее, не совсем о нем, а скорее о невозможности его экранизации. Адекватных способов переложить великий роман Сервантеса на язык кинопленки мистер Гиллиам не увидел, и написал сценарий о том, как текст XVII века влияет и взаимодействует с современной нам реальностью, которая, это обычно бывает у мистера Гиллиама, трудноуловима. Начав писать сценарий в 1990 году, режиссер приступил к съемкам лишь к концу столетия, но проект преследовал злой рок, ураганы, травмы и старение исполнителей главных ролей, банкротства продюсеров… Дон Кихота могли сыграть Шон Коннери, Жан Рошфор, Роберт Дювалл и прочие легендарные актеры, на роль Санчо Пансы пробовались Джонни Депп, Денни де Вито, Юэн Макгрегор… Но ничего не выходило!
И вот наконец сейчас, спустя 28 лет после возникновения идеи, «Человек, который убил Дон Кихота» появился на экранах мировых и белорусских кинотеатров. Роль чудака из Ламанчи в итоге исполнил старый знакомый Гиллиама по фильму «Бразилиа» Джонатан Прайс, а в роли его оруженосца и помощника снялся чрезвычайно популярный в последние годы Адам Драйвер.
Сюжет фильма пересказать, с одной стороны, очень просто, а другой – практически невозможно, как и сделать экранизацию романа Сервантеса. Итак, вкратце и без спойлеров: американский режиссер средних лет Тоби (Драйвер) под палящим испанским солнцем, снимая рекламную поделку в сервантесовском антураже, сталкивается с творческим кризисом. Не спасают ни вечеринки, ни интрижка с женой (Ольга Куриленко) собственного продюсера (Стеллан Скарсгард). Для мотивации Тоби отправляется в соседнюю деревню, где десять лет назад студентом киношколы он вдохновенно снимал малобюджетную фантазию на мотивы «Дон Кихота» с жителями деревушки в главных ролях. Приехав на место, он узнает, что его фильм изменил судьбы многих участников съемок…
Это лишь завязка фильма, и далее герои пройдут долгий путь в поисках себя и реальности, постоянно балансируя на ее грани. Жанрово фильм тоже постоянно блуждает в поисках своей идентичности, то опускаясь к утрированной комедии, то поднимаясь до высокой драмы.
Так стоит ли идти в кино, чтобы увидеть итог такой длительной череды неудач и творческого полета? Безусловно, особенно если вы любите предыдущие опусы Гиллиама. Или классические фантасмагории Марка Захарова, фильмы которого неоднократно вспоминались при просмотре. Да и к фигуре барона Мюнхгаузена обращались оба режиссера. Марк Анатольевич, может Сервантеса, а?..
Мигель де Сервантес:
«Всякой комедии, как и всякой песне, — свое время и своя пора»
Петр ОВОД