Композитор Дмитрий Шостакович однажды произнес удивительно верную фразу: мелодия – это мысль, это движение, это душа музыкального произведения. Но каких же трудов стоит почувствовать эту душу! Создателю и руководителю струнного оркестра «Метаморфозы» Павлу Любомудрову это вполне удается. Теперь дирижер несет ответственность за качество звучания и слаженность работы многочисленной команды и старается донести смысл произведений до каждого музыканта.
Конечно, сразу возникает вопрос: а не псевдоним ли, настоящая ли фамилия у нашего героя? Молодой человек, улыбаясь, ответил, что фамилия самая что ни на есть настоящая, досталась от деда: «Она происходит от сочетания любви и мудрости. Насколько я знаю, такую фамилию давали священникам в России, а мои предки были из Екатеринбургской области, где и служили в церкви. Это подтверждают документы, сохранившиеся в семейном архиве».
Связать жизнь с творчеством и музыкой у Павла Любомудрова было написано на роду. Прабабушка нашего собеседника окончила Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н.А. Римского-Корсакова, была пианисткой и работала концертмейстером Мариинского императорского оперного театра. Дед – Павел Константинович Любомудров – тоже был человеком искусства: известный в Беларуси художник-график и педагог, взрастивший целое поколение именитых учеников, среди которых Василий Шарангович, Арлен Кашкуревич, Григорий Ситница. Мама дирижера – пианистка, 40 лет посвятившая преподаванию.
– Еще школьником я чувствовал, что музыка близка моей душе. Когда учился играть на кларнете и гитаре, понял, в чем мое призвание, правда, не знал, в каком именно амплуа. Но в консерватории пришло осознание, что именно дирижирование – та профессия, которая станет неотъемлемой частью жизни, – вспоминает наш герой. Справедливости ради стоит отметить, что первые уроки в качестве дирижера Павел получил еще до консерватории. Во время государственного экзамена в музыкальном училище ему оказали доверие: он дирижировал симфоническим оркестром! Представляете, сколько эмоций и впечатлений было у юного музыканта? И вот после таких радостных и вполне удачных событий он и стал студентом Санкт-Петербургской консерватории по специальности симфоническое дирижирование.
...Когда учился в Санкт-Петербурге, Павел Любомудров всегда хотел вернуться назад. В Минск. На каком-то неосознанном уровне его тянуло на родину. Хотя признает, что и Питер ему нравился своей атмосферой и настроением, но сердце тосковало по городу детства.
– Когда вернулся в Минск, сразу начал искать работу. Но все как-то не складывалось, а отказываться от мечты и менять профессию был не готов. Тогда я сделал решительный шаг – создал свой оркестр, – рассказывает дирижер. – Через знакомых музыкантов начал собирать людей, таких же, как и я, влюбленных в музыку, составил проект-программу, приступили к репетициям и... 18 мая 2015 года мы сыграли премьерный концерт в концертном зале «Верхний город». Концерт прошел успешно, публике все понравилось, музыканты тоже были в восторге. Это означало, что направление выбрано верное. С тех пор мы сыграли более 30 разнообразных концертных программ. В том числе с зарубежными солистами из Испании, Италии, России, Швейцарии, Германии.
Павел пояснил и название своего детища. Слово «метаморфозы» в переводе с греческого языка обозначает «преображение», «превращение». Это и предполагает разнообразие в количестве состава оркестра, в выборе программы, в приглашении солистов. С одной стороны, музыканты играют классику, а с другой – популяризируют и современные произведения. «Уделяем внимание исполнению музыки современных белорусских композиторов: играли сюиту «Толстая тетрадь» Александра Литвиновского, была премьера «Симфонической поэмы для большого оркестра» Анастасии Бендерской. По-моему, в белорусской музыке есть какое-то исключительное своеобразие. Это очень привлекает. Когда мы играли сюиту «Толстая тетрадь», люди с огромным вниманием слушали, а потом подходили и выражали восхищение», – рассказал дирижер.
По словам нашего героя, отбор произведений в оркестре идет по принципу интереса и разнообразия программы. Нельзя, чтобы музыка одного композитора звучала весь концерт, потому что тогда теряется внимание зрителя. «Концерт можно начать со старинной музыки, потом плавно перейти к романтизму или реалистической музыке конца XIX – начала XX века, потом сыграть более современное, XX века. Таким образом программа будет широкой, увлекательной и точно никого не оставит равнодушным», – уверен он. Говоря о разнообразном репертуаре, Павел отметил, что, к примеру, в ноябре у «Метаморфоз» будет концерт с итальянским виолончелистом, который играет на инструменте 1730 года. Интересно, что гость исполнит с оркестром сочинение, посвященное Минску.
В чем же главная задача и смысл дирижерской профессии? Так ли важен лидер для музыкантов? Перед ответом на эти вопросы Павел на минуту задумывается. «Я должен понять волю и замысел композитора, его концепцию, потом донести ее музыкантам оркестра, а они уже должны это исполнить и передать все зрителю. Дирижер – это проводник. Знаете, в Москве был оркестр, который играл без дирижера. Замечательные музыканты-профессионалы, но оркестр долго не просуществовал, потому что не было объединяющей силы, воли, лидера. Передать атмосферу музыки, состояние очень сложно. Один оркестр играет все правильно, но не увлекает, а другой делает это так, что ты погружаешься в неизведанный, волшебный мир. И вот этого состояния и должен достигать дирижер в своей работе», – считает он.
В завершение разговора спросила Павла Любомудрова о его планах на будущее. К какой же цели идет молодой дирижер? «Я не строю планы на долгие годы вперед. Сейчас главная задача и цель – давать концерты высокого качества и уровня», – просто ответил он.
И что-то подсказывает: благодаря такой яркой молодой энергии и стремлению принести в мир что-то самобытное концертные залы всегда будут полны, а музыканты оркестра, безусловно, – купаться в овациях.
В Белорусско-Российском университете создают «Виртуальную книгу студенческих семей». На ее страницах запишут истории любви, которые возникли здесь во время учебы и привели в загс. Среди них будет рассказ Полины Горбачевой и Андрея Миклашевича. В финале III Республиканского конкурса студенческих семей «Счастливы вместе» они доказывали, что их брачный союз хоть и молодой, но крепкий.