День учителя – тот самый праздник, когда тысячи учеников искренно благодарят своих наставников, тех, о которых говорят: «Это педагог от Бога».
Не каждый способен посвятить свою жизнь детям, понимая, что эта работа требует много терпения, времени, большого багажа знаний, постоянного саморазвития. Настоящий педагог не только дает знания детям, он вкладывает в своих учеников частичку себя. Ирина Шахнович, заместитель директора по воспитательной работе и учитель географии ГУО «Голоцкий учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа» Пуховичского района, несмотря на свой небольшой стаж, уже смогла заявить о себе как об очень перспективном и мудром педагоге, главная задача которого не только привить любовь к своему предмету, но и способствовать развитию творческого потенциала в учениках, дать те знания, которые пригодятся во взрослой жизни.
– Ирина Анатольевна, когда вы решили связать свою судьбу с этой благородной, но достаточно сложной и, чего греха таить, нервной работой?
– Еще в начальной школе решила, что буду учителем. Помню, завела отдельную тетрадку, в которой выставляла оценки своим одноклассникам: они смотрели в мой «журнал» и даже обижались, когда я ставила низкую отметку.
Изначально хотела быть историком, но так случилось, что при поступлении не прошла на бюджет. Чтобы не терять время, поступила в Минский индустриально-педагогический колледж, отучилась два года на отделении «Туризм и гостеприимство». Там было немало интересных предметов по страноведению и географии, и я подумала, что могу выбрать другую стезю – не связанную с историей. Так и оказалась на географическом факультете Белорусского государственного университета. О своем решении не пожалела ни дня, хотя историю по-прежнему люблю, увлекаюсь ею, но географию теперь не променяю ни на какую другую науку.
– Вы – уроженка Слуцка, победитель конкурса «Лучший выпускник-лидер 2016»… А как попали сюда, в агрогородок Голоцк Пуховичского района?
– Абсолютно случайно. С директором школы Ольгой Сулим знакомы еще по работе в Белорусском обществе Красного Креста, в котором обе были волонтерами. Однажды Ольга Николаевна обмолвилась, что к ним в школу требуется географ. Я сразу же дала понять, что была бы не против, и вскоре Голоцкая школа сделала запрос в университет. Так я оказалась в нашем большом и дружном коллективе. Счастлива, что меня здесь приняли как родную и в трудную минуту всегда могу рассчитывать на поддержку коллег.
– Ваша школа белорусскоязычная, не возникало проблем с преподаванием?
– Поначалу, конечно же, были трудности, первый год крайне сложно все давалось. Географию в университете преподавали на русском языке, поэтому приходилось перестраиваться: переводила тексты, обменивалась с коллегами конспектами, запоминала новые термины. Я не привыкла читать «с листа», считаю, что педагог может заглянуть, «подсмотреть» в конспект, но вести урок нужно самостоятельно, полностью владея материалом и свободно оперируя терминологией. Сначала замечала некоторые «шероховатости» за собой, но за год, как мне кажется, основательно подтянула белорусский язык и после окончания магистратуры вскоре смогла сдать на вторую категорию.
– Существует мнение, что учитель должен быть строгим. Согласны?
– Стараюсь быть таковой, однако строгость должна сочетаться с любовью к предмету и к ученикам. В этом деле важно не переборщить: поэтому где-то строго взгляну, а где-то иду на уступки, если есть пробелы в знаниях – разрешаю доучить, переписать, сдать со второй попытки. Окриков стараюсь себе не позволять, но, как мне кажется, получается «держать класс». И, конечно, никогда не отказываю, если кому-то нужно помочь после уроков дополнительно позаниматься.
– Как правильно должны выстраиваться отношения между учителем и учеником, допустимы ли заигрывания, панибратство или, наоборот, надо держать дистанцию?
– Как и в любом деле, учителю важно иметь чувство меры. На уроках не выделяю любимчиков, для меня ученики все равны. Каждый может получить как двойку, так и десятку, все зависит от их знаний и стараний. Наверно, с точки зрения общей педагогики такая разбежка в отметках не совсем правильная, но пытаюсь таким образом стимулировать учеников: получил двойку – это вовсе не значит, что сразу же попадаешь в список вечно отстающих. Тебе дается возможность наверстать упущенное, исправить ошибку. К сожалению, не всегда пользуются таким шансом: иногда ученик «просыпается» только к четвертой четверти, когда сложно вытянуть на высокую отметку.
Поскольку я веду кружок по туризму, то с некоторыми учениками сложились хорошие, дружеские отношения. Мы ходим в походы, ездим на турслеты, а это уже несколько другой уровень общения, когда сложно держать дистанцию, да и, наверно, неправильно… Ведь мы находимся в другой среде, где не только я их чему-то обучаю, но и они меня обогащают своими знаниями.
– Не раз в СМИ высказывались замечания по поводу качества школьных учебников. Давайте начистоту: с литературой по географии все в порядке?
– Сейчас почти все учебники по географии переписаны, за исключением 9 и 10 классов. Программа 6, 7, 8 и 11 классов полностью поменялась: объем материала огромный, к сожалению, трудно освоить его полностью, уложившись в строго отведенное время. Тем более невозможно рассказать интересный дополнительный материал, а ведь не каждый ученик полезет в интернет «за добавкой». В 8 классе, скажем, в рамках экономической географии дается практическое задание, связанное с математикой, и если у тебя были проблемы по этому предмету, то возникнут трудности с его выполнением, и как результат – низкие отметки.
Учебники за 6 и 7 классы представлены ярко, красочно, контурные карты вообще сделаны великолепно, однако объем материала опять-таки слишком велик. В учебнике 11 класса, наверное, тоже можно упростить отдельные параграфы, подойти более рационально к материалу, понимая, какая информация относится к разряду обязательной, а какая считается дополнительной. Ведь не все станут географами, и наша задача – заинтересовать ученика, сформировать у него географическое мировоззрение, понимание того, что эта наука – не фантастика и не далекая галактика, а наша повседневная жизнь.
– Вы являетесь победителем конкурса учителей географии «#ЛюблюГеографию», который проходил по инициативе Постоянного комитета Союзного государства. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.
– Цель этого проекта – поддержать современные форматы проведения уроков географии и больше узнать о культурно-исторических ценностях белорусского и российского народов.
На конкурс поступило 105 заявок, а в финал вышли пять учителей из Беларуси и пять из России. Не ожидала, что смогу выступить успешно, тем более что было немного времени на подготовку к участию, да и само задание было не из легких: интересно и нестандартно разработать тему урока по географии Союзного государства, которая соответствовала бы учебной программе. Из пяти предложенных направлений взяла для разработки тему «География Союзного туризма: Россия–Беларусь». Конечно же, постаралась креативно подойти к уроку: определила маршруты на территории двух наших стран, за основу взяла то, что нас объединяет – военная история и православные святыни. Презентацию и видеоурок помогли сделать мои коллеги и учитель информатики Пережирской школы Константин Хващевский. Не остались в стороне и мои ученики. Без них вряд ли бы могла рассчитывать на победу.
– Турпоходы, слеты, конкурсы, праздничные мероприятия – ваши коллеги говорят, что вы готовы все 24 часа в сутки посвящать своим подопечным…
– Если для кого-то учитель – это всего лишь профессия, то разочароваться в ней можно очень быстро. Но я, по всей видимости, отношусь к той счастливой категории людей, которые пришли в нее по призванию. Да, у нас не самая высокая зарплата и в рейтинге профессий мы занимаем далеко не верхние строчки. Зато образ мудрого наставника на долгие годы остается в памяти человека, и приходит к нему в приятных воспоминаниях на протяжении всей его взрослой жизни.
Фото Оксаны МАНЧУК
В Белорусско-Российском университете создают «Виртуальную книгу студенческих семей». На ее страницах запишут истории любви, которые возникли здесь во время учебы и привели в загс. Среди них будет рассказ Полины Горбачевой и Андрея Миклашевича. В финале III Республиканского конкурса студенческих семей «Счастливы вместе» они доказывали, что их брачный союз хоть и молодой, но крепкий.