Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
На заметку потребителю
>>>
Совместный проект
>>>
Специальный проект
>>>



Наследие

№38 от 20 сентября 2018 года

Еще один ключик к личности великого поэта
Еще один ключик к личности великого поэта

В год 150-летия классика русской литературы Максима Горького Институт мировой литературы Российской академии наук в Москве и Литературный музей Максима Богдановича в Минске при поддержке Постоянного Комитета Союзного государства реализуют интересный гуманитарный проект, посвященный связям семей Горького и Богдановича.

Ведущий научный сотрудник Литературного музея Максима Богдановича Ирина Мышковец – один из активных участников этой работы. В прошлом году, в ноябре, во время проведения в Москве форума «Новый вектор гуманитарного сотрудничества» она представила доклад о контактах музея М. Богдановича с российскими учреждениями науки, культуры, образования. И предложила осуществить совместный проект с московскими коллегами – хранителями крупнейшего писательского архива XX века. Материалы были доступны для ознакомления и

изучения сотрудниками Института мировой литературы и белорусскими учеными, но вопрос об издании эпистолярного наследия А.Е. Богдановича прежде не поднимался.

В российском архиве хранятся письма А.Е. Богдановича к Максиму Горькому, к его жене Екатерине Пешковой, второй супруге Адама Богдановича Александре Волжиной и к Петру Крючкову, секретарю М. Горького. В минском музее Максима Богдановича содержатся оригинальные письма Екатерины Пешковой к Адаму Богдановичу, а также мемуары Адама Егоровича о М. Горьком и нижегородском окружении писателя. В фондах музея есть рукописные и машинописные тексты воспоминаний. Эти материалы публиковались в 1937 и 1965 годах, но в сокращенном виде.

В юбилейном году Институтом мировой литературы было принято решение о передаче белорусской стороне копий писем Адама Богдановича. Музей белорусского поэта в свою очередь передал коллегам пакет документов, связанных с Максимом Горьким, которые хранятся в Минске. Мы уже рассказывали об этом событии.

Однако проект оказался более амбициозным, чем предполагалось на начальном этапе. По предложению и при поддержке Постоянного Комитета Союзного государства сотрудничество двух музеев вышло на новый уровень – подготовку совместного издания документов, рассказывающих о дружбе, которая связывала семьи белорусского и российского классиков.

«В конце декабря Дарья Московская, заместитель директора Института мировой литературы РАН, сообщила о том, что Постоянный Комитет Союзного государства одобрил идею об издании в 2018 году материалов, хранящихся в архиве М. Горького и музее М. Богдановича. Это был словно новогодний подарок литературному музею! – вспоминает Ирина Мышковец. – В книгу-альбом будут включены переписка А. Богдановича, воспоминания о Максиме Горьком, а также оригинальные фотографии из фондов музея».

Готовящееся издание представит уникальные материалы, которые заинтересуют не только исследователей, историков, филологов, музейных специалистов, но и широкий круг читателей, поклонников таланта М. Горького.

«Сегодня важно представить на суд исследователей, ученых, читателей всю переписку без купюр, – считает Ирина Мышковец. – При подготовке издания сотрудники Института мировой литературы обратились к нам с просьбой помочь в расчитке. Почерк Адама Богдановича очень неразборчивый. Когда ты смотришь первый раз на его письмо, то вообще не понимаешь, о чем идет речь в тексте… Но уже со второй, третьей попытки крючки, похожие друг на друга, начинают превращаться в слова, а затем и предложения».

Максим Богданович, классик белорусской литературы, прожил короткую, но яркую жизнь. То, что успел он сделать за свои 25 лет для белорусской культуры, для поэзии неоценимо. Неслучайно его называют белорусским Лермонтовым. История Максима трагична, но и очень романтична. Для исследователей и поклонников творчества поэта она полна тайн. Поэтому изучение российско-белорусских архив-ных и музейных собраний – это еще и ключик к раскрытию ранее неизвестных граней личности великого поэта.

«Мы пока еще мало знаем об обучении Максима в лицее, в  гимназии, о его друзьях. Возможно, существуют неизвестные нам публикации, автографы, фотографии, – надеется Ирина Мышковец. – Казалось бы, письма Адама Богдановича к Александре Волжиной – это лишь признание в любви, прикосновение к чувствам, однако и здесь для исследователей проскальзывает любопытная информация и о Максиме, и о его братьях, и о других родственниках Адама Егоровича. Когда 20 лет назад я пришла на работу в Литературный музей Максима Богдановича, думала, что биография поэта подробно изучена и что никаких открытий здесь быть не может. Мой опыт показал, что почитателей таланта поэта ожидает еще множество открытий и находок. Сотрудники музея продолжают активный поиск по разным направлениям богдановичеведения».

Как отмечают ученые и писатели, архивно-издательский проект, реализующийся под эгидой Постоянного Комитета Союзного государства, призван на деле осуществить горьковскую идею взаимообогащения культур, развития международного научного и культурного сотрудничества, межкультурного и межнационального диалога, популяризации ценностей русской и белорусской литературы и культуры.



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора

Впервые к реконструкции Новогрудского замка приступили в 1921 году. Тогда развалины взяли под охрану, а через год частично законсервировали. Попутно укрепили контрфорсами стены Костельной башни, чтобы она не рухнула. На том все  и закончилось. Почти 90 лет замок простоял в руинах. В 2012 году главную достопримечательность Новогрудка решили привести в порядок, включив в госпрограмму «Замки Беларуси». Корреспонденты «7 дней» побывали на месте и узнали, что удалось сделать за почти десяток лет.

Музей современной белорусской государственности создан в 2012 году по поручению Президента. Является одним из важных
информационных, презентационных и коммуникационных центров страны.

Что связывало Максима Богдановича с далеким от его родного Минска Нижним Новгородом?

Старинное ткачество малоритских мастериц востребовано и сегодня, а значит – нить ткацкого станка по-прежнему надежно связывает настоящее с традициями прошлого.