Осень. И для меня настает пора грустных книг. На сей раз жребий пал на произведение шведской журналистки Дженни Нордберг «Подпольные девочки Кабула». Книга из тех, которые о тяжелом пишутся без излишних закатываний глаз и взмахов руками. Допустим, для вас Афганистан – лишь место на карте. Допустим, вас передергивает от слова «феминизм». Допустим, вы вообще далеки от гуманитарных организаций, которые существуют под лозунгом «Мир. Здоровье. Счастье». Хорошо, темы вам не близкие. А вот все равно прочитайте книгу! Особенно если вы – представительница слабого пола. Предполагаю, кстати, что для мужчин она будет все же скорее информативна. А вот для женщин…
Буквально через каждые две прочитанные страницы я благодарила судьбу, что родилась и живу там, где родилась и живу. Каждые четыре – отвлекалась на что-то другое, чтобы немного избавиться от приступов ипохондрии, которые неизбежно возникали. Но я все же ее дочитала, хоть и сразу скажу, это было нелегко. Я, как Мюнхгаузен, буквально сама себя вытаскивала из болота мрачной беспросветности повествования Нордберг. И это при фактически безэмоциональном стиле изложения, как я уже сказала выше!
Ладно, извините, увлеклась. О фабуле, собственно. Афганистан, как известно, страна не просто с патриархальной, а с патрилинейной культурой. Поэтому родиться девочкой там – фатальная ошибка. Жить женщиной – несчастье, злой рок. А уж если в семье рождаются только девочки, то большего позора просто и не придумать! На что только не идут афганки, чтобы зачать заветного сына! Я не буду перечислять все способы, можете узнать их из книги. Самый старинный передается из поколения в поколение!. Вот мы и подошли к сути названия. Его надо понимать в переносном смысле. В таком случае девочка «уходит под пол», то есть меняет свое обличье. Становится бача-пош. Мальчиком. Нет, речь не идет о пластических операциях, боже упаси. Просто ее одевают как мальчика, стригут как мальчика, обращаются как к мальчику. И, соответственно, она имеет свободу. Передвижения. Выражения мыслей. Игр. Жизни!..
«Что за..?» – может воскликнуть читатель. Не спешите крутить пальцем у виска. Таковы реалии той страны. Когда бача-пош достигает пубертата и скрывать ее пол практически невозможно, она лишается всех своих привилегий и вновь становится девушкой. В тамошних семьях считается – да, нам кажется это диким, – что если нет настоящего сына, его надо придумать. И тогда можно не прятать глаза от соседей, пересчитывающих выводок ваших дочерей и жалостливо смотрящих вам вслед.
Ну что ж, обычай и обычай. На первый взгляд. Но на второй и третий и сто пятый понимаешь, насколько жестко он покалечил и покалечит еще много девичьих жизней, ставших бача-пош. Кто-то смиряется с этим и покорно надевает потом лет в 12 платье. Кто-то сталкивается с серьезнейшими психологическими проблемами. Кто-то и вовсе отрицает в себе все женское и теряет возможность иметь семью и детей.
Добавлю, что Дженни Норберг скрупулезно описывает, как трудно ей было получить крупицы информации об этом обычае. Как неохотно собеседницы и собеседники откровенничали на столь деликатную для них тему. И как больно им всем от того, что традиция, унижающая само понятие «женщина», до сих пор жива-живехонька.
Из эпиграфа к книге «Подпольные девочки Кабула»:
«Я мечтала бы стать кем угодно на свете – только б не женщиной, только бы не афганкой».