Кто-то ждал конца августа, чтобы закончить поскорее предшкольные хлопоты , а я отсчитывала дни до премьеры в белорусских кинотеатрах заключительной части трилогии о выдающемся писателе Николае Васильевиче Гоголе. И ждала не зря. «Страшная месть» оказалась действительно страшной, интригующей, с неожиданными поворотами и перипетиями.
Пересказывать сюжет двух предыдущих частей смысла, наверное, нет. Кто из нас не знаком с биографией русского писателя или не читал его знаменитое произведение «Вечера на хуторе близ Диканьки», по мотивам которого и снята трилогия? Если такие и есть, то вам надо обязательно восполнить эти пробелы. Я же остановлюсь сразу на финальной части, которая начинается с того, что Гоголя... хоронят. Да-да, вы не ослышались. Кстати, в некоторых источниках предполагают, что в далекие времена писателя действительно похоронили живым, то есть он был в летаргическом сне, да вот врачи не распознали. В фильме решили вернуться к этой истории и тоже... похоронили главного героя. Но не волнуйтесь, ожил Николай Васильевич, а иначе бы весь зрительный зал ушел с премьеры уже на первых минутах фильма.
Но «похороны» Гоголя стали не единственным моментом, когда зрители задерживали дыхание. Наконец-то мы узнали историю Черного всадника, убивающего девушек на хуторе! Признаться, такого виража сюжета не ожидал никто. Но раскрывать все карты не буду. Иначе вы не испытаете удивления, когда все маски с героев будут сняты.
В третьей части мы опять встречаем Олега Меньшикова в роли сыщика Якова Гуро, якобы убитого в начале! Только послышался его голос, как по залу уже разнеслись восторженные возгласы, а где-то даже и аплодисменты. Поразительно, как быстро этот актер смог влюбить в себя публику. А может, все дело в природной харизме? Или энергетике, которую буквально ощущаешь через экран?
Если говорить о минусах, то мне кажется, что завершение ленты получилось немного комедийным. Так же, как и музыкальная композиция, которая сопровождала титры. Что-то уж очень веселое. Для какой-нибудь легкой комедии это бы подошло, но для такого фильма...
Финал тоже как-то не вязался с общим настроением картины. Казалось бы, вот, когда Николай Васильевич начинает писать свое знаменитое произведение «Вечера на хуторе близ Диканьки», пережив все события, наступает идеальный момент для титров! Но нет, сценаристы решили ввести в заключительную картину Александра Сергеевича Пушкина, да не одного, а с молодым Лермонтовым! Этакая команда охотников за нечистью. По-моему, немного перебор. Хотя благодаря этому появилась надежда, что трилогия будет иметь какое-то продолжение. Так, авторы фильма уже пообещали порадовать несколькими эпизодами, которых нет в трех частях, а также мини-сериалами по мотивам произведений писателя. Ну что же, будем ждать с нетерпением, ведь мы уже убедились, что мастерства и фантазии режиссерам, актерам и сценаристам не занимать. И еще, по-моему, благодаря таким фильмам, которые возрождают интерес к классическим произведениям, пусть даже с добавлением немалого количества фантастики, современное поколение вернется к книжным полкам в библиотеках.
Александр Пушкин: «Сейчас прочел «Вечера близ Диканьки». Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувствительность! Все это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился...»