Непревзойденной поэме Якуба Коласа «Новая зямля», проникновенные и душевные строки которой про «Мой родны кут…», без сомнения, являются главным девизом-слоганом нынешнего Года малой родины, в эти дни исполняется 95 лет. По этому случаю на Столбцовщине, в родном уголке белорусского классика, прошел литературно-художественный праздник, и основным действующим лицом на нем, естественно же, было само гениальное произведение.
А местом притяжения почитателей творчества народного поэта стала Альбуть – живописное урочище, где как раз и развертываются основные события «Новай зямлi». Сегодня тут располагается один из четырех экспозиционных объектов филиала Государственного литературно-мемориального музея Якуба Коласа на Столбцовщине. Здесь проживала и семья Мицкевичи с 1890 по 1904 год, здесь прошли детские и юношеские годы будущего поэта, здесь Колас написал свое первое стихотворение, именно сюда «не раз, утомлены дарогай», он «у думках залятаў і душою спачываў».
– Воспоминания об Альбути как о самом родном и близком сердцу уголке побудили молодого Якуба Коласа в трудный период его жизни (за организацию в Миколаевщине нелегального съезда учителей Минской губернии поэт отбывал тюремный срок) к написанию сегодня широко известной и любимой белорусами поэмы «Новая зямля», – говорит директор Государственного литературно-мемориального музея Якуба Коласа Зинаида Комаровская. – Создавал свой шедевр народный поэт с перерывами на протяжении 12 лет, начиная с марта 1911 года. Поэма была окончена 5 января 1923 года. И уже в середине того же года появилось ее отдельное издание, от которого и началось официальное «летоисчисление» произведения…
Поэма «Новая зямля», как известно, во многом автобиографична. Якуб Колас не только с любовью отобразил под названием Поречье живописные альбутские места, но и подробно описал традиции и исконный крестьянский быт белорусов на рубеже ХІХ–ХХ столетий. Отечественные этнографы со своей точки зрения отмечают особое великолепие таких разделов поэмы, как «Раніца ў нядзельку», «Каляды», «Вялік-дзень», «Летнім часам», «Леснікова пасада», «Падгляд пчол»… Каждый из них – яркий исторический портрет жизненного уклада наших предков.
Но именно «Падгляду пчол», как наиболее созвучному по времени с отмечаемым в средине августа праздником Медового Спаса, посчастливилось стать сюжетной основой для литературно-художественного торжества в Альбути. Благодаря стараниям и мастерству самодеятельных артистов Столбцовского района, перед гостями праздника ожили «малюнкі і з'явы» древнего народного обряда.
По уютному подворью музейной усадьбы суетились «труженицы-пчелки» – юные участницы детского образцового этнографического ансамбля «Лявоначкі» из Столбцов, от которых постоянно отбивался «сластена-медведь»… Зазывно и возвышенно звучали народные песни в исполнении художественных коллективов из Миколаевщины, Старого Сверженя, Вишневца и других населенных пунктов района… Специально приехавшие на праздник во главе с первым заместителем председателя Союза писателей Беларуси Еленой Стельмах поэты Микола Малявка, Алесь Комаровский, Ганат Чаркизян, писатель Анатолий Бутевич читали свои произведения, повествовали о непревзойденности «Новай зямлi» и величии ее автора… О тонкостях медоносного помысла рассказывали и провели мастер-класс пчеловоды-профессионалы расположенной поблизости пасеки Столбцовского опытного лесхоза… Многих привлекла экспозиция тематической выставки «Рыбалоўства і пчалярства»… Кое-кто воспользовался консультацией врача-косметолога о лечебных свойствах меда… И все без исключения угощались блинами, обильно обмакнутыми в сладком пчелином продукте, пили приправленные медом травяные чаи и настойки!
А закончился праздник приятным известием. Директор Государственного литературно-мемориального музея Якуба Коласа Зинаида Комаровская, призвав всех еще раз перечитать гениальную поэму, сообщила, что торжество в Альбути – не последнее мероприятие по «эксклюзивному прочтению «Новай зямлi»: в будущем музей совместно с учреждениями культуры Столбцовского района намерен «оживить» и другие разделы поэмы.
Сегодня поэму «Новая зямля» называют энциклопедией жизни белорусского крестьянства конца ХIХ – начала ХХ века. А в далеких в 1930‑х она подвергалось острой критике. Особенно «потрудился» на этом поприще литературовед Лукаш Бенде, который упрекал Я. Коласа в том, что он в своей поэме прославляет собственичество, идею создания зажиточных хуторских хозяйств.
Реабилитирована «Новая зямля» была в июне 1939-го, после выхода в газете «Літаратура і Мастацтва» статьи молодого исследователя белорусской литературы Михася Ларченко, который, вопреки сложившемуся в литературных кругах того времени негативному мнению, отметил: «Паэма «Новая зямля» – гэта мастацкая эпапея, дзе ў высокамастацкай форме рэалістычна паказана жыццё працоўнага беларускага сялянства ў канцы ХІХ стагоддзя, яго быт, норавы і звычаі, дзе праўдзіва выражаны думы і надзеі, імкненні і спадзяванні сялянскіх мас аб свабодзе і вызваленні з-пад гнёту царызму і памешчыкаў».
«Новая зямля» полностью переведена на русский, украинский и польский языки.
Сергей ГОЛОВКО.
Брагинский район гремел на весь Советский Союз: передовые колхозы, развивающие растениеводство и животноводство, знаменитые своей продукций мясокомбинат и маслосырзавод. Но пришел 1986-й… Предприятия ликвидировали, часть деревень похоронили под землей, а их жителей переселили. Но через некоторое время большая часть вернулась на малую родину. Рассказываем, как живут наиболее пострадавшие от аварии на ЧАЭС районы, где продолжают возрождать землю.