В свое время фильм «Девочка ищет отца» закупило более 90 стран мира! Советские дети смотрели его по несколько раз: вначале в кинотеатрах, а потом и на телевизионном экране. В одиночку, с друзьями или с родителями всей душой переживали за Лену, Колю и других ребят, которые во время войны проявили совсем не детские черты характера и достойно прошли сквозь нелегкие испытания.
Съемки одного из самых любимых детских фильмов начались в Мозыре 60 лет назад. В преддверии юбилея в Президентской библиотеке открылась тематическая выставка, посвященная этой картине. Состоялся круглый стол, были представлены экспонаты, имеющее отношение как к самой ленте, так и к тому сложному, трудному и одновременно удивительному времени, когда за свою Родину в одном строю сражались дети и взрослые.
На встречу пришел и знаменитый белорусский оператор Олег Авдеев, который, несмотря на свои 92 года, помнит все подробности съемок так, словно они были вчера.
– Это произведение удивительной искренности и удивительной судьбы. Кино снято на «Беларусьфильме» в 1959 году, и до сих пор оно пересматривается и любимо зрителями, – обратилась к присутствующим заведующая филиалом Президентской библиотеки Татьяна Лычагина. – Фильм только тогда становится искусством, когда у него есть хорошая литературная база. Книга замечательного писателя и драматурга Евгения Рысса, которому в этом году исполняется 110 лет, и стала той самой основой, творчески переработанной белорусским сценаристом Константином Губаревичем.
…Фильм повествует о маленькой дочке партизанского командира батьки Панаса, которая во время Великой Отечественной войны осталась одна на оккупированной белорусской земле. Старый лесник укрывает Леночку в домике, пока гитлеровцы ищут ее, надеясь использовать в качестве заложницы. Янка, внук погибшего лесника, рискуя собственной жизнью, спасает дочь партизана от фашистов. Приключения, связанные с освобождением маленькой девочки из гестапо, легли в основу фильма.
В июне 1958 года съемочная группа выехала в Мозырь, и в городе сразу же забурлила жизнь! Многие жители принимали участие в съемках, и позднее, на премьере в мозырском кинотеатре невозможно было расслышать диалоги героев, потому что зрители, увидев себя в кадре, кричали от восторга!
На Полесье съемочная группа находилась 153 дня. За это время было отснято 2/3 фильма. А впечатлений для мозырян – хоть отбавляй. Столько баек сочинили, столько эмоций пережили, столько позитива получили! Вот уж где поистине проявляется животворящая сила большого искусства!
Во время круглого стола рассказали историю о том, как искали исполнительницу главной роли. Когда-то народный артист Беларуси Александр Тиханович вспоминал, что на эту роль приглашали и сестру Ядвиги Поплавской Кристину. Но у нее тогда был небольшой дефект речи, и поэтому она не прошла.
На роль главной героини девочку высматривали везде: на улицах, во дворах, в детских садах, но все тщетно. А в это время будущая актриса, Аня Каменкова, играла в песочнице с ребятней… Кинорежиссер Лев Голуб случайно обратил на нее внимание: очень уж явно она командовала сверстниками, и те, что интересно, охотно ей подчинялись.
Пятилетняя девочка справилась с возложенной на нее задачей – исполнение покорило весь мир, а самой Ане удалось избежать опасного для маленьких актеров испытания славой.
Для детей съемки были игрой, а Лев Владимирович относился к своей работе очень серьезно, придерживаясь достоверностей даже в деталях.
Олег Авдеев рассказал о курьезной ситуации на съемках.
В сцене «староста и полицай» на столе должен был стоять самогон. Голуб приказал поехать в деревню и купить алкоголь. И вот идет съемка: налили по стакану самогона… Дальше пошел второй дубль, потом третий…
Неудивительно, что вскоре актеры отключились, а съемки отложили до следующего дня.
На встречу принесли «дело» фильма, в котором содержится столько ценной и интересной информации! Причем как для профессионалов, так и для любителей кино. Скажем, пятилетняя Аня Каменкова заработала за семь месяцев съемок 1 200 рублей. Фонд зарплаты режиссера за 11 месяцев составил 22 тысячи. Суммы по тем временам – фантастические! Как видим, кинематографистов в СССР ценили – материально не обижали.
«Когда нашла эти документы в описи и особенно когда доставили их из хранилища и толстая папка легла на стол, стало очевидно: «дело» сохранилось в полном объеме, – с горящим взором рассказывает Маргарита Старостенко, заведующая отделом научного использования документов и информации Национального архива Республики Беларусь. – Обратите внимание: здесь есть все – фотографии, эскизы костюмов, декораций, причем эскизы, нарисованные вручную! Это не современное отфотошопленное компьютерное исполнение! Кино очень тяжело снималось: вначале трудно было найти девочку – главную героиню, потом пошли дожди, затем натурные съемки перемежевывались с какими-то препятствиями. Изучала документы и осознавала, что в этом деле каждая страница уникальна».
Лев Голуб задумал не просто детский фильм, он снимал цветную картину. До сих пор даже на киностудии «Беларусьфильм» мало кто верит, что в 1958 году в распоряжении наших кинематографистов была цветная пленка. В том же году в Минске в цвете снимался и фильм Владимира Корш-Саблина «Красные листья». Чуть позже, в 1962 году, Лев Голуб использовал цветную пленку в картине «Улица младшего сына». Это были по тем временам смелые эксперименты: ведь массовый переход на цветное кино начался в Союзе в середине 60-х.
Однако большинство зрителей конца 50-х увидели все-таки черно-белый вариант картины.
– Поскольку цветная пленка быстро выцветала, было решено сделать черно-белые копии, которые хранятся десятилетиями. И в любое время можно спокойно посмотреть кино, – объясняет Олег Авдеев.
Восстановить цветной фильм, который испорчен временем, фантастически дорого, не дешевле, чем заново снять картину. Однако цветная копия легендарного фильма существует, правда, сделана она при помощи весьма удивительной, ручной технологии, но все равно этот факт не может не радовать.
Кстати, десять лет назад белорусские документалисты сняли фильм «Цветная история», где показали подробности съемок этой легендарной картины. Возможно, в следующем году телезрители смогут увидеть его еще раз. Как, безусловно, и саму полюбившуюся нашим сердцам картину Льва Голуба.
Наша давняя читательница Валентина Соловей была среди тех, кто встречал первого космонавта мира Юрия Гагарина в Москве 60 лет назад. Она вспоминает, как судьба привела ее 14 апреля 1961 года на Красную площадь и как по-своему, пусть и опосредованно, «прикоснулась» к тому исторического полету в космос.