Когда на экраны вышел американский телесериал «Доктор Хаус» о выдающемся враче-диагносте, это вызвало небывалый интерес. Когда же на смену ему пришел российский сериал «Интерны», то общественность вначале немного пороптала, мол, зачем было копировать американский продукт, а потом прониклась любовью к доктору Быкову. О чем это говорит? Всем нам интересно, что же происходит за дверями операционных, какие чувства скрывает человек в белом халате. Именно поэтому книга Артура Хейли «Клиника. Анатомия жизни» стала бестселлером. Что же, прочтем ее и мы.
Когда я только начала знакомство с произведением, оно меня не впечатлило. Быстрое переключение с одного персонажа на другой, смена места действия и ситуаций. Как тут можно разобраться? Но это ощущение полностью пропало через 20-30 страниц. История набирала обороты с каждым предложением, с каждым словом! И вот ты уже не можешь ни на минуту отложить «Клинику».
Итак, действие происходит в большой американской больнице Трех Графств. Мы узнаем о том, как проходят операции, что хирурги обсуждают во время перекуров, как диагностируют такое страшное заболевание, как рак, почему так важен резус-фактор, к чему приводит невнимательность, нежелание совершенствоваться, прислушиваться. И, конечно, здесь не обходится без любви, предательства, интриг ради карьеры.
Несмотря на большое количество действующих лиц, в центре повествования находится только один человек – патологоанатом Джозеф Пирсон. Он не терпит ничего нового, негативно относится к любым изменениям своего поля деятельности, признает только ту практику, которая появилась несколько десятилетий назад. Но его можно понять. Ведь именно от Пирсона, учитывая специфику его профессии, и зависит окончательный диагноз. Джозеф не имеет права на ошибку, потому что цена ее будет слишком высока. Признаться, книга полностью перевернула мое представление об этой врачебной специализации.
Иногда о подробностях жизни клиники и деятельности врачей было очень тяжело читать. Всем сердцем я сопереживала ее героям. Им надо было делать выбор, определяющий будущее. И, к сожалению, не во всех случаях он был верным, а конец сюжета – счастливым. Невозможно читать без слез, как боролись медики за жизнь ребенка, который оказался на грани из-за врачебной самоуверенности и нежелания осваивать новые методики. Нельзя без боли в душе читать о девушке, которой в самом расцвете сил выдвигают приговор: ампутация конечности.
Автор показывает, как через разные ситуации раскрывается человеческий характер. Где-то пытаешься оправдать поведение героев, где-то их искренне не понимаешь, а где-то восхищаешься силе духа.
Прочитав книгу на одном дыхании, можно еще долго возвращаться к ее страницам. Прокручивать эпизоды. Ставить себя на место действующих лиц. Но, по-моему, главное, что хотел донести до нас автор, состоит в следующем: больница – это не какой-то отдельный, замкнутый мир. Там трудятся обыкновенные люди. Просто их работа – ежедневно спасать жизни.
А. П. Чехов: «Профессия врача – это подвиг, она требует самоотвержения, чистоты души и чистоты помыслов».