Наверняка каждый слышал или читал о знаменитом шедевре искусства XVIII века, бесследно исчезнувшем во время Великой Отечественной войны и не найденном до сих пор, – Янтарной комнате. Но мало кто знает, что в Минске работает единственная в Беларуси выставка-студия под одноименным названием. Здесь размещается уникальный вернисаж изделий и работ из янтаря, в том числе и из белорусского ископаемого камня.
Естественное желание – заглянуть в Янтарную комнату! Скажем прямо: ступив на порог студии, испытали культурный шок от увиденного. «Святая Троица» и множество икон, работы по мотивам Сурикова и Шишкина, белорусские пейзажи, портреты, натюрморты… Красота неземная, и все – из невероятно теплого камня! Кажется, что выставочное помещение будто в огне, который тихонько тлеет, а тебе чудится, что он вот-вот вспыхнет пламенем. Медовый блеск янтаря, холодное сверкание жемчуга и других камней – такое забыть невозможно. Глаз радуют богатство и всевозможные оттенки цвета.
Соучредитель студии-выставки Николай Авдейчик – весьма интересный человек: в прошлом – военный контрразведчик, один из ликвидаторов последствий аварии на ЧАЭС, а сейчас – руководитель Фонда по оказанию помощи семьям погибших сотрудников силовых структур.
Полотна из солнечного камня можно считать вершиной ювелирного мастерства. Ведь в них – не только стройность композиции, но и, благодаря игре оттенков янтарной крошки, отражение души человека. Особенно это чувствуется в иконах.
Поражает целая гамма тонов – от молочно-белого и ярко-желтого до красного, зеленого, коричневого, голубоватого и даже черного. Иногда в хвойную смолу попадали пузырьки воздуха, частички растений или насекомые, а порой – и самые невероятные вкрапления, тогда янтарь приобретал внутренний рисунок, иной цвет. Каждый камень уникален. Огромное разнообразие цветов позволяет использовать солнечный минерал в ювелирном деле и дает толчок развитию такого самобытного направления, как картины из янтаря. В зале минской выставки-студии представлены картины и иконы исключительно из натурального янтаря с добавлением жемчуга, гагата, бирюзы и других полудрагоценных камней. Причем все работы религиозного плана выполняются белорусскими художниками по христианским канонам с церковным благословением.
Рассказывая о свойствах и секретах янтаря, Николай Терентьевич тепло отзывался о своем товарище Валерии Ларине, который внес личный вклад в оформление и дизайн выставки-студии, а также неоднократно повторял, что все представленные работы сделаны руками талантливых белорусских художников из Гродно – супругов Сергея и Вероники Бижако.
Собеседник подсказал нам адресок мастеров, и мы направились в город на Немане. Сергей и Вероника вместе с дочерью Златой и сыном Матвеем гостеприимно встретили столичного репортера у себя в мастерской.
Так случилось, что около пятнадцати лет назад Сергей и Вероника начали свое первое знакомство с солнечным минералом. Сначала – в Украине, позже в России супруги стали изучать технологию его обработки и основы каменной живописи и иконописи. Интерес к янтарю настолько захватил молодую учительницу и инженера, что вскоре стал делом всей их жизни. Сегодня среди работ супругов Бижако особое место занимают иконы. Начинали же они с натюрмортов и пейзажей. Духовная тематика в творчестве мастеров появилась после того, как знакомые предложили им украсить солнечным камнем лики святых. Сначала Сергей и Вероника занимались этим на любительском уровне, а потом получили церковное благословение.
– В начале нашего «янтарного» пути я изучала множество литературы по канонам иконописи. Признаюсь, получалось не сразу. Но с опытом пришло понимание того, что такое икона, осознание, что она обязательно должна располагать к молитве и не отвлекать излишней красочностью, – рассказала Вероника.
На просьбу назвать главные или наиболее дорогие сердцу работы из янтаря супруги Бижако признались, что это икона Феодора Стратилата, покровителя судебных приставов. Она из самых больших в мире – размером два на три метра, и находится в одном из храмов Московской области. Кроме того, в храме святителя Луки при Гродненской областной клинической больнице – единственная в мире «Голгофа», изображающая известный библейский сюжет и созданная Вероникой в творческом тандеме с мастером-краснодеревщиком. Для православного храма деревни Васьковка Мозырского района гродненские мастера выполнили весь иконостас из янтаря.
Свои работы супруги делают в основном на заказ, но кроме этого активно принимают участие в благотворительных мероприятиях.
– Мы ни в коем случае не считаем наши иконы способом заработка. У нас всегда есть постоянные заказы, так что мы совмещаем работу и желание быть с Богом. А когда заходишь в храм и видишь, что люди прикладываются к янтарной иконе, сделанной нами, это дорогого стоит, – признаются умельцы.
Сегодня произведения Сергея и Вероники Бижако можно встретить во многих белорусских и российских храмах, а также в Греции, Китае, США, Сингапуре, Украине, Польше, Грузии, Казахстане и Объединенных Арабских Эмиратах. Ценность и неповторимость каждого произведения выражены в кропотливой работе мастера: каждая деталь прорисовывается вручную с подборкой янтаря по цвету и оттенку, размеру, форме и многим другим параметрам.
Трудовой день Вероники может длиться до 10 часов. Каждая конкретная работа занимает от трех суток до месяца, на икону или картину среднего размера уходит почти стакан солнечного минерала.
На готовый эскиз самой тонкой кисточкой Вероника наносит слой клея, сверху посыпает янтарной пылью. Излишки сметаются – таким образом прорисовывается лик святого. На одежду идет крошка покрупнее, на фон – цельный янтарь.
Вероника отвечает лишь за художественное оформление работ. Подготовкой материала полностью занимается супруг Сергей. Он дробит, гранит, полирует окаменевшую смолу, придает камню различные оттенки за счет термической обработки, готовит рамки.
– В работе с солнечным минералом много интересных моментов. Янтарь уникален в любом качестве: небольшой кусочек так же неповторим, как и крупный. У каждого свое сочетание: прозрачность-непрозрачность светло-желтых, темно-коричневых оттенков… Бывает, только снял корочку окисления, отшлифовал, отполировал – и вот уже почти прозрачный камень сияет и переливается удивительными фантастическими узорами и полутонами, –
раскрывает секреты мастерства Сергей Бижако.
Ева ЧИЖЕВСКАЯ
Снежные сугробы еще не успели укрыть сады, а заядлые огородники уже соскучились по вкусу свежих ароматных трав на утреннем бутерброде. Что делать?