Историю родового проклятия рода Шеметовых недавно рассказал зрителю в мистической мелодраме «И слышатся лишь звуки полонеза…» столичный Новый драматический театр. Спектакль поставлен по двум произведениям – по мотивам новеллы Проспера Мериме «Локис» и пьесы Анатолия Луначарского «Медвежья свадьба».
Пастор Каспар Виттенбах (Павел Чернов) из Кельна отправляется в замок Мединтилтас для перевода Библии на литовский язык. Из уст семейного доктора Яна Брэдиса (Валерий Глазков) он узнает о мрачных тайнах и судьбе Аделины Шемет (Людмила Баталова) и ее сына графа Михаила Шемета (Алексей Верещако).
Графа Михаила, не видевшего любви с детства, преследует трагический рок. Влюбившись в озорную, веселую, красивую панну Юлию Ивинскую (Екатерина Ермолович), он ожидает взаимности, но девушка не способна любить по-настоящему – такова ее натура. Кокетливой панной движет далеко не любовь, а желание понравиться каждому.
А вот ее сестра Мария (Александра Некрыш) – просто ангел, спустившийся с небес. Ей нравится Михаил, однако граф и не смотрит в сторону девушки. Но именно панна Мария расстроила несостоявшуюся дуэль между штабс-капитаном Аполлоном Зуевым (Артем Пинчук) и графом Михаилом.
Как говорится, сердцу не прикажешь... Граф выбирает Юлию. Исполнив прекрасным дуэтом полонез Михаила Огинского, признавшись друг другу в любви, граф Шемет и панна Ивинская решают пожениться. Многие против их союза – грядет что-то роковое. И хотя на свадьбе вино льется рекой, счастливому концу не суждено сбыться: пожар забирает жизнь молодоженов. Сгорает и замок Мединтилтас.
А пастор Виттенбах возвращается в Кельн.
Актеры играют превосходно. Лично мне интересна фигура Аполлона Зуева, которого отличает открытость, великолепное чувство юмора. При его появлении сцена оживает, все кружится, вертится, чувствуется легкость восприятия мира, хочется смеяться от его выходок. Граф Шемет, напротив, скрытный, неразговорчивый, не так легко подпускает к себе людей. К нему сложнее найти подход. Но это не признак малодушия, неуверенности в себе или же ненависти к людям. За этим фасадом кроется глубокая причина, определившая его образ жизни – он и не человек и не медведь – оборотень.
Пьеса «И слышатся лишь звуки полонеза...» всецело передает нравы и национальные традиции края того времени. К примеру, во время свадьбы мужская часть населения настоятельно требует туфельку панны Юлии Ивинской, дабы выпить из нее праздничный напиток.
Спектакль держит зрителей в напряжении от начала до самого конца, наводит на размышления. Причиной трагедии становятся противоречия интересов. Доктор Брэдис сетует на жизнь в усадьбе, на неравноправие и необходимость возвращать отнятые земли крестьянам.
У истории учатся. Вряд ли когда-нибудь наступит всеобщее равенство, потому что люди – разные. У каждого свои потребности, амбиции, требования и отношение к происходящему. У одних в приоритетах вера и трудолюбие, у других – праздность и лень. Надо всегда в первую очередь надеться на самого себя.
Уильям Клемент Стоун, американский бизнесмен, автор книг по личностному росту: «Можно достичь всего, что ум может постичь и во что он может поверить».