Еще недавно минчане провожали любопытными взглядами необычный грузовик, который доставлял рулоны газетной бумаги в типографию издательства «Белорусский Дом печати». Этот раритет, можно сказать, осколок ленд-лиза – «студебеккер».
Для своего времени весьма мощный, строгий и вместе с тем довольно симпатичный американский автомобиль, даже комфортабельный по военным меркам, очень полюбился фронтовым шоферам за безотказность, простоту в техобслуживании. Ему не страшны были весенняя распутица, осенняя слякоть, зимние заносы. Три ведущих моста позволяли машине преодолевать любое бездорожье. Недаром на ее шасси монтировались реактивные установки гвардейских минометов, знаменитых «катюш».
Всего в СССР в годы войны поставили 430 тысяч грузовых «студебеккеров», «фордов», «шевроле» и других марок по знаменитому закону о ленд-лизе, принятому Конгрессом США. В июне 1942 года в Вашингтоне было подписано соглашение, по которому его действие распространялось и на Советский Союз (изначально поставки осуществлялись в Великобританию и Францию).
Ленд-лиз (от англ. lend – давать взаймы и lease – сдавать в аренду, внаем) – государственная программа, по которой Соединенные Штаты Америки поставляли своим союзникам во Второй мировой войне боеприпасы, технику, продовольствие, медицинское оборудование и лекарства, стратегическое сырье, включая нефтепродукты. Это значит, попользовался – верни обратно, в данном случае то, что осталось не уничтоженным в ходе боевых действий. Тот, кто постарше, наверняка помнит, как в морские порты победившей страны потянулись колонны автомашин, всяко прочей техники иностранного производства. Их поджидали корабли под звездно-полосатым флагом с мощными прессами на борту. Они легко превращали доставленное добро в металлолом, который исчезал в необъятных трюмах сухогрузов.
В нашем колхозе под Борисовом еще в пятидесятые годы прошлого столетия исправно трудились «студебеккер» и «форд», но потом они неожиданно исчезли. Люди поговаривали, что их «засекли» американцы и потребовали сдать. Ох как не хватало этих машин в скудном автотракторном парке хозяйства!
Раз за разом в канун Дня Победы, особенно ее круглых дат, разгораются споры о вкладе союзников в разгром фашизма. То, что за океаном уже давно безоговорочно уверовали в праве на свою исключительную роль во Второй мировой войне, к сожалению, уже никого не удивляет. Они внесли решающий вклад в разгром нацизма, значит, победители – и все тут!
Так каков был чисто материальный вклад наших союзников в священное дело уничтожения злейшего врага человечества – германского фашизма? Весомый аргумент в пользу того, что «благотворительность» оплачивалась валютой, тверже которой не бывает (т. е. золотом и платиной), говорит тот факт, что регулярно, раз в месяц, в Магадан заходила американская подводная лодка за очередной порцией желтых слитков с надписью на каждом «СССР». Некоторые корабли, к сожалению, не доходили до места назначения, немцам удавалось торпедировать их, пускать на дно бесценный груз. Такая участь постигла, скажем, английский крейсер «Эдинбург» с несколькими тоннами советского золота на борту. Его удалось поднять только в конце прошлого века. Недавно обнаружен на дне Атлантики американский корабль с 35-ю тоннами советской платины в трюмах, а по сегодняшнему курсу это 3 миллиарда долларов!
Всего в ценах 1946 года США прислали в СССР товаров по ленд-лизу на 13 с лишним миллиардов долларов, Великобритания – на 430 миллионов фунтов стерлингов. В первую очередь союзники отправляли то, чего в СССР не хватало. Так, 300 советских кораблей были оборудованы английскими гидролокаторами и американскими бомбометами – /подобной техники для борьбы с немецкими субмаринами у нас тогда не имелось. Не было и промышленного производства радиолокаторов, поэтому запросили 1 803 комплекса из Англии.
Остро нуждалась Красная армия в средствах связи. Ведь буквально на единицах танков и самолетов устанавливались радиостанции, и те не отвечали требованиям войны. Благодаря союзникам удалось восполнить этот пробел в оснащении войск, что позволило значительно улучшить их управляемость. Ленд-лизовскими радиостанциями оснастили 150 дивизий, все бронетанковые и воздушные армии.
В фильмах о войне часто встречаются эпизоды, когда Сталин говорит по прямой связи с Жуковым, командующими фронтами и армиями. Бесперебойную связь обеспечивала высокочастотная аппаратура, две сотни станций которой были доставлены из-за океана.
Советские танкисты и летчики, артиллеристы и пехотинцы могли непосредственно в бою оценить возможности и качество импортного оружия. После катастрофы наших ВВС в 1941 году они особенно нуждались в истребителях и бомбардировщиках, транспортниках. «Эйракобры», «Бостоны» достойно дрались с фашистскими стервятниками. Авиадивизия прославленного аса Александра Покрышкина была укомплектована в основном «кобрами». Всего их поставлено 4 952 штуки.
Да и советские «яки», «петляковы», «лавочкины» быстрее становились на крыло благодаря «летающему металлу» – алюминию, 170 тысяч тонн которого прислала Америка. Прибавьте сюда порох, взрывчатку, шины, авиационный бензин, различные материалы, сырье...
По импорту прибыла 1 981 паровоз (своих было изготовлено только 92), перегнали и переправили 13 875 истребителей, 3 633 бомбардировщика, 12 755 танков и САУ, 7 172 бронетранспортера (своих вообще не производили), 50 000 джипов, 8 218 зенитных орудий и др.
Особо следует сказать о поставках продовольствия, ведь немцы захватили территорию, на которой производилось 40 процентов зерна в стране. Знаменитая американская свиная тушенка, прозванная остряками «второй фронт», яичный порошок, нареченный «рузвельтовыми яйцами», галеты, мука, сухое молоко, сало, сливочное масло, шоколад... Специально для СССР в США освоили выпуск консервированного борща в банках и в сухом виде. Совсем не лишними были и 9 тысяч тонн семян различных культур, переброшенных морем для посевной кампании 1942 года.
Всего же Советский Союз получил 5 миллионов тонн продовольствия. Этого было достаточно, чтобы в течение 4-х лет кормить десятимиллионную армию.
В разное время по-всякому оценивали помощь союзников, но никто не сбрасывал ее со счетов Победы. Бывший нарком внешней торговли Анастас Микоян подсчитал, что без помощи США война затянулась бы еще года на полтора. Но в нашей Победе никто не сомневался, ибо дело наше правое.
В приказе Верховного Главнокомандующего Иосифа Сталина по случаю праздника 1-го Мая 1944 года, когда Красная Армия громила захватчиков по всем направлениям, отмечалось: «Этим успехам в значительной мере содействовали наши великие союзники, Соединенные Штаты Америки и Великобритания, которые держат фронт в Италии против немцев и отвлекают от нас значительную часть немецких войск, снабжают нас весьма ценным стратегическим сырьем и вооружением, подвергают систематической бомбардировке военные объекты Германии и подрывают, таким образом, военную мощь последней».
Да, любая, даже самая совершенная техника, оружие остаются грудой металла без мужества и самоотверженности людей. А с этим у советского народа, в том числе белорусского, дефицита не было.
А вот авторитетное мнение генерала армии, президента российской Академии военных наук доктора военных и исторических наук Махмуда Гареева:
«Американцы оказали нам солидную помощь, которая была очень нужна нашей стране в первые, самые трудные годы Великой Отечественной войны. Вместе с тем нельзя преувеличивать объемы этих поставок, как это часто делается в зарубежной печати.
Сейчас иногда упрекают, что мы, мол, недооценили помощь союзников. Но нельзя забывать, что мы сражались с врагом один на один и понесли самые большие потери в этой войне. И за нашими спинами та же Америка могла спокойно организовывать свои войска и наращивать мощь. Конечно, помощь от США была нужна, и за это американцам спасибо. Но и они не должны забывать говорить спасибо нам за Победу».
Николай ШЛОМА,
член Белорусского
союза журналистов
Наша давняя читательница Валентина Соловей была среди тех, кто встречал первого космонавта мира Юрия Гагарина в Москве 60 лет назад. Она вспоминает, как судьба привела ее 14 апреля 1961 года на Красную площадь и как по-своему, пусть и опосредованно, «прикоснулась» к тому исторического полету в космос.