Значительно расширить кругозор и углубить знания о внешней политике Республики Беларусь позволяет новая монография ученого-историка Александра Тихомирова «Внешняя политика Республики Беларусь (1991-2015 гг.)», которая вышла в 2017 году в Минске в РУП «Издательский центр Белорусского государственного университета».
На мой взгляд, одна из наиболее интересных тем издания – вопрос об определении государственной границы Республики Беларусь, и рассмотрен он детально. Вот пример некоторых наиболее важных и интересных для широкого круга читателей фрагментов рецензируемой книги: «Одним из важнейших для Беларуси после обретения ею независимости являлся вопрос о начертании ее государственной границы. В начале 1990-х гг. высказывания о несправедливости существующих границ БССР пользовались популярностью в белорусской политической и экспертной среде. Весьма активно эту тему поднимали сторонники БНФ, утверждавшие, что Беларусь имеет право претендовать на территорию Виленщины, Белосточчины, Смоленскую, Брянскую, Черниговскую и часть Псковской областей, поскольку лишилась их незаконно в ХХ в. Отчасти такие высказывания были производной настроений «национального романтизма», отчасти – реакцией на схожие процессы в соседних республиках и государствах (Польша, Литва, Россия, Украина).
В некоторых случаях соответствующие аргументы брали на вооружение и белорусские официальные лица. Так, весной 1990 г. белорусские депутаты в Верховном Совете СССР официально потребовали пересмотра решения о передаче в состав Литвы ряда территорий из состава БССР, принятого советским руководством в 1940 г. В октябре 1990 г.
П. Кравченко отказался подписать польско-белорусскую Декларацию об основах межгосударственных соглашений, сославшись на то, что БССР не подписывала советско-польский договор о государственной границе от 16 августа 1945 г. и не может согласиться с предложением польской стороны относительно фиксации в документе положения о неприкосновенности и неизменности в будущем существующей белорусско-польской границы…
В июне 1992 г. Беларусь и Польша подтвердили нерушимость границ в том виде, в каком она сложилась после завершения Второй мировой войны…
Самым важным для Беларуси являлось определение границ с Литвой и Латвией, которые категорически отказывались принимать участие в постсоветских интеграционных объединениях и выражали твердое желание идти по пути укрепления независимости…
Полностью процесс демаркации белорусско-литовской границы завершился 19 июня 2008 г., когда в Вильнюсе состоялась процедура обмена окончательными демаркационными документами…
Процесс определения белорусско-латвийской границы завершился подписанием в Минске 28 января 2010 г. соглашения об определении стыка государственной границы Республики Беларусь, Латвийской Республики и Российской Федерации…
В 2013 г. процедура демаркации (белорусско-украинской границы. – Прим. авт.) была завершена и Беларусь обрела юридически оформленную границу с Украиной».
Мы привели материал о решении только одного вопроса внешней политики Республики Беларусь.
А таких вопросов рассмотрено десятки.
Многих читателей интересует процесс признания независимости Республики Беларусь со стороны международного сообщества. Ряд читателей уверены, что первым государством, признавшим независимость нашей страны, стала Россия. Они ошибаются. Первым государством, признавшим независимость Республики Беларусь, был Туркменистан. Что касается России и Украины, то они сделали это на неделю позже – 8 декабря 1991 года.
Ну а теперь попробуем задать читателям вопрос: кто первым признал независимость Республики Беларусь из государств за пределами СНГ?
Чувствую, что вы задумались. Оказывается, этим государством стала Турция, которая признала независимость нашей страны 16 декабря 1991 года.
Что касается установления дипломатических отношений, то первой это сделала Украина (27 декабря 1991 года), а за ней – США (28 декабря 1991 года).
Ну а Россия? Республика Беларусь установила дипломатические отношения с Россией только в 1992 году. Тогда же они были установлены с Казахстаном, большинством стран Европы и Латинской Америки, Китайской Народной Республикой, Республикой Корея, КНДР, Монголией, Японией, Индией, Турцией, Канадой, Израилем, Вьетнамом, Египтом, Австралией, Новой Зеландией.
По состоянию на конец 2015 года Беларусь поддерживала дипломатические отношения со 174 государствами мира.
Книга Александра Тихомирова «Внешняя политика Республики Беларусь» – это интересное и познавательное аналитическое издание. Почти все выводы автора монографии достаточно обоснованны и аргументированны.
Так, он приводит малоизвестный факт: «В 1990-е гг. Израиль был главным внешнеторговым партнером Республики Беларусь на Ближнем Востоке. Объем торговли с Израилем превышал объем торговли Беларуси со всеми арабскими государствами Ближнего Востока вместе взятыми».
Нельзя не согласиться с выводом автора, сделанным в пятой главе на основе подробного анализа деятельности нашей республики в Организации Объединенных Наций и связанных с ней международных структур. Этот вывод довольно оригинален: «Таким образом, взаимодействие с ООН не просто формально повышало статус Беларуси на международной арене, но и приносило ей реальную пользу».
Отмечая многие достоинства данной монографии, нельзя не высказать некоторые замечания и пожелания. Например, автор не затрагивает такую тему, как «Республика Беларусь и Болонский процесс», хотя наша страна разработала дорожную карту для него как раз в 2015 году.
Эмануил Иоффе, профессор БГПУ,
доктор исторических наук
Наша давняя читательница Валентина Соловей была среди тех, кто встречал первого космонавта мира Юрия Гагарина в Москве 60 лет назад. Она вспоминает, как судьба привела ее 14 апреля 1961 года на Красную площадь и как по-своему, пусть и опосредованно, «прикоснулась» к тому исторического полету в космос.