Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Специальный проект
>>>
Люди в белых халатах
>>>
На заметку потребителю
>>>



Наследие

№16 от 19 апреля 2018 года

Слуцкий пояс – национальная душа
Слуцкий пояс – национальная душа

Беларусь в 2019 году принимает II Европейские игры и ждет в гости не только спортсменов и болельщиков из различных стран, но и туристов со всего мира, которые наверняка захотят увезти из Синеокой не только хорошие впечатления, но и эксклюзивные сувениры.

Сейчас обыкновенными магнитиками уже мало кого удивишь, нужно что-нибудь аутентичное и эксклюзивное – «сваё», то, что больше нигде не встретишь. И здесь вне конкуренции работы наших белорусских мастеров и народное творчество. Льняные куклы и рушники, столовые комплекты и покрывала, декоративные панно… И, конечно же, знаменитые слуцкие пояса – одни из немногих символов, древних и вечно современных брендов Беларуси! Как сегодня опытные и талантливые мастера с помощью новых технологий рождают произведения искусства, кто может позволить себе купить слуцкий пояс, корреспондент газеты «7 дней» решила узнать, побывав на «кухне» современного ткачества – в РУП «Слуцкие пояса».

Возрождение традиций

История развития предприятия с таким громким названием могла бы уместиться всего в несколько строк, если бы не Государственная программа возрождения технологий и традиций производства слуцких поясов и развития производства национальной сувенирной продукции «Слуцкие пояса», которая была реализована в 2012-2015 годах. Инициатором появления документа стал Президент Александр Лукашенко. И как только госпрограмма была принята, о слуцких поясах начали говорить, писать, элементы поясов появились на марках, монетах, одежде, посуде и даже на фартуках световых опор в Минске…

А обновленное здание предприятия в Слуцке сегодня выглядит красиво и стильно. В его оформлении искусно использованы современные материалы с изображением основных мотивов рисунка слуцких поясов. Местными достопримечательностями стали установленная ротонда на берегу Случи и скульптуры у входа на фабрику – «Возрождение Слуцкого пояса» и «Ткач» – работы белорусского мастера Сергея Гумилевского.

Не случайно сегодня этот производственный комплекс привлекает внимание молодоженов для проведения свадебных фотосъемок!

Современно и с душой

Приоткрыв дверь в здание, мы оказываемся перед дилеммой между материальным и духовным: налево – кафе «Старый город» и сувенирная лавка, направо – музей истории слуцких поясов. Определиться с выбором помогла директор предприятия  Лариса Тарасова, которая любезно согласилась рассказать о том, как возрождались слуцкие пояса, сколько сегодня уходит часов на изготовление одного изделия и какая продукция предприятия особенно популярна среди туристов.

Надо отметить, что Лариса Ивановна – человек на этом предприятии не новый. Ее профессиональное и личностное становление проходило на Случчине. Родилась женщина в соседней деревне Ячево в многодетной семье рабочих. С отличием  закончила Барановичский технологический техникум (специальность – техник-технолог прядильного производства), а также Витебский государственный технологический университет, получила квалификацию инженера-технолога.

На предприятии Лариса Тарасова работает 38 лет. Карьерная лестница начиналась с рабочей должности, поднявшись до директора. И уже на протяжении более десяти лет Тарасова стоит у руля фабрики. Следовательно, об изготовлении слуцких поясов и других шедевров современного ткачества наша собеседница знает не понаслышке.

Как все начиналось

– Вы находитесь в уникальном месте, здесь создается современный бренд, наша гордость – слуцкий пояс! Его производство возродили в рамках Госпрограммы по поручению Президента. Над проектом работали все: специалисты Витебского государственного технологического университета, ученые, художники, дизайнеры, инженеры, технологи… Следует отметить и личный вклад Галины Казарновской, доцента кафедры дизайна УО «ВГТУ» в возрождение пояса. И для того, чтобы повторить древнюю технологию на современном оборудовании, пришлось пройти через множество проб и ошибок, потратить немало интеллектуальных сил и денежных средств. Не сразу все получалось: то цвет отличался от оригинала, то плотность изделия не соответствовала. Экспертный ученый совет возвращал образец за образцом. Помню слезы радости и счастья от того, когда на свет родился первый пояс – полная копия оригинального исторического весом в полкилограмма, длиной в три с половиной метра. К слову, первый аналог слуцкого пояса был передан во Дворец Независимости, – с ходу задает тон Лариса Ивановна, приглашая нас в «сердце» обновленной фабрики.

До чего дошел прогресс

Здесь находится уникальный, единственный в мире станок, сконструированный в Германии с учетом разработок белорусских ученых. Огромная по своим размерам машина выполняет очень тонкую и деликатную работу: около 1200 шелковых нитей  (в том числе посеребренных или позолоченных) переплетаются друг с другом в строго определенном порядке и формируют уникальное полотно. Его работа полностью автоматизирована и управляется двумя компьютерами, за которыми в три смены наблюдают, в отличие от традиций прошлого, ткачихи – ведь прежде пояса ткали только мужчины. Кстати, бытует мнение – мол, ранее считалось, что прикосновение женской руки к золотым и серебряным нитям, которые использовались при изготовлении поясов, приводило к их потускнению. Практика показывает, что это поверие – не более чем сказка. Ведь в случае сбоя в работе станка женщины останавливают механизм и исправляют за ним ошибки. И тонкие женские пальцы никоим образом не мешают ярко сиять золотым нитям!

А в целом процесс, даже с учетом использования суперсовременного оборудования, остается весьма кропотливым – современная копия слуцкого пояса изготавливается за 60 часов!
Искусно и дорого

Слуцкие пояса не ткутся впрок. Работа ведется только под заказ. Точная копия слуцкого пояса – с позолоченными и посеребренными нитями – стоит до 7 тысяч рублей. Но возможен вариант заказать и подешевле – до 2-х тысяч рублей. В таком варианте используется искусственный шелк, а элементы из драгметаллов заменяются на метанит – материал, имитирующий золото и серебро. К слову, на вид разница практически не заметна!

Кроме того, к копии пояса прилагается специально выполненная шкатулка, а также сертификат, свидетельствующий, что в ваших руках – действительно вещь, сделанная в XXI веке в Слуцке по образцу, вытканному на мануфактуре XVIII столетия. Таким образом, у покупателя в руках оказывается эксклюзивный подарок на память о Слуцке и Беларуси.

– Слуцкий пояс никогда не был дешевым. Его могли себе позволить только очень зажиточные люди, да и наличие этого изделия указывало на благосостояние владельца. Порой на изготовление одного пояса уходило несколько сотен граммов золота. Сегодня такие представительные сувениры заказывают в основном крупные предприятия и компании. Есть, правда, единичные заказы и от частных лиц. Например, одна женщина заказала пояс для своей дочери, которая выходила замуж в США, – рассказывает Лариса Тарасова.

Наш вариант

За увлекательной беседой мы не замечаем, как попадаем в ассортиментный зал предприятия. Здесь можно рассмотреть пояс вблизи и сделать заказ. Кроме того, фабрика подумала и о тех, кто не может приобрести оригинальный слуцкий пояс, но очень бы хотел иметь миниатюрную копию, например в виде закладок для книг, чехла для мобильного телефона, столовых салфеток, панно… К слову, закладка, сотканная из шелковых нитей, обойдется покупателю примерно в 20 рублей. 

От разнообразия здешней продукции разбегаются глаза: постельное и столовое белье, стеганые одеяла и подушки, пледы с белорусским орнаментом, рушники, рубашки и сумки… Отличительная особенность практически каждого предмета – наличие
уникального вышито-го узора.

Справедливо отметить и то, что на фабрике сохранились и старинные традиции ручного переборного ткачества. Наряду с современным производством работает цех, где местные мастерицы ткут свою продукцию вручную, заработал участок по пошиву мягких кукол с национальным колоритом.

Всю продукцию предприятия можно купить в сувенирной лавке при Музее истории слуцких поясов. Ну а жители и гости города могут за символическую плату по-
знакомиться с тем, как когда-то ткались знаменитые пояса, и увидеть воочию, как это делается сейчас.

Это интересно

Классический слуцкий пояс – это роскошный длинный (до 3,5–4 метров!) отрез ткани шириной 35–40 см, который, складывая вдвое или скручивая, повязывали поверх шляхетского костюма (кунтуша).

Слуцкий пояс мог быть одно-, двух-, трех-, четырехлицевым. Каждая из сторон использовалась в зависимости от колорита наряда и ситуации. Например, на праздник пояс повязывали наружу золотой, красной частью; в траур – черной стороной; в повседневной жизни – зеленой и серой.

Знаменитое стихотворение «Слуцкие ткачихи»  классика белорусской литературы М. Богдановича рассказывает о крепостных девушках, которые вместо персидского узора ткали «цвяток радзімы васілька». Однако лирическая история – художественный вымысел, ведь ткать пояса имели право только мужчины – искусные мастера, труд которых хорошо оплачивался.

Настоящий слуцкий пояс мог содержать до
200 граммов золота: за один такой дорогой аксессуар в давние времена можно было купить несколько породистых лошадей или даже небольшое имение.

В изготовлении слуцких поясов впервые в истории белорусского ткачества принимали активное участие люди, которых в будущем назовут дизайнерами. Ведь узоры для будущих творений ткачей рисовали профессиональные художники. До этого их придумывали сами ткачи.

Ева ЧИЖЕВСКАЯ



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике

Впервые к реконструкции Новогрудского замка приступили в 1921 году. Тогда развалины взяли под охрану, а через год частично законсервировали. Попутно укрепили контрфорсами стены Костельной башни, чтобы она не рухнула. На том все  и закончилось. Почти 90 лет замок простоял в руинах. В 2012 году главную достопримечательность Новогрудка решили привести в порядок, включив в госпрограмму «Замки Беларуси». Корреспонденты «7 дней» побывали на месте и узнали, что удалось сделать за почти десяток лет.

Музей современной белорусской государственности создан в 2012 году по поручению Президента. Является одним из важных
информационных, презентационных и коммуникационных центров страны.

Что связывало Максима Богдановича с далеким от его родного Минска Нижним Новгородом?

Две семьи, из которых вышли классики русской и белорусской литературы, были связаны родственными узами.