Недавно к нам на гастроли приезжал Тульский академический театр драмы. Мы как раз собирались сводить дочку на детский спектакль и с радостью купили билеты. Весело помахивая квиточками с надписью «Карлсон-тарарам в стиле «диско». Привидение с мотором», чинно расселись в креслах, прозвенел третий звонок, началось представление и… И через минут 10 дочь стала проявлять признаки скуки. Оглянувшись, я увидела аналогичную реакцию практически всех ребятишек в зале. Мы мужественно досидели до антракта, подкрепились пирожными с соком и решили дать актерам второй шанс. Увы, напрасно. Было грустно, занудно и совершенно неинтересно. Вот вообще! А ведь это был детский мюзикл с Малышом и Карлсоном. То есть должно было быть весело, смешно и вообще волшебно. Ан нет. Знаете, да простит меня сценарист и режиссер этого спектакля, любимую уже не одним поколением детишек историю еще нужно постараться испортить. Но, ей-богу, тулякам это удалось!
Ладно, для очистки совести перечислю те немногие плюсы, которые я увидела. Во-первых, образ Малыша решили сделать девичьим, а Карлсон был кукольным. Во-вторых, сделали упор не на семье Малыша, а на других героях: сестре Фрекен Бок, Дядюшке Юлиусе, Филле и Руле (это воришки, если кто забыл). В-третьих, в качестве музыкального сопровождения добавили мелодий а-ля «Абба». Ну вот, в общем-то, и все!
А теперь выкатываю бочку дегтя. Что подразумевает собой мюзикл, вдобавок детский? Много веселых песен и танцев. Извините, как-нибудь в другой раз. Жиденькие музыкальные номера фактически не перекрывали длиннющие, утомительные, порой даже для взрослого бессмысленные диалоги героев. Не было шуток, которые так любят малыши. Я вообще не слышала в зале смеха. Ни родителей, ни их отпрысков.
Позже, зайдя на сайт тульского театра, прочла в аннотации к спектаклю следующее: «Режиссер и сценарист спектакля Вениамин Найман прочитал все три книги о Карлсоне и выбрал самые захватывающие страницы жизни Малыша и Карлсона, где множество игр, фантастических приключений и много чего другого. Юных зрителей и взрослых ждет незабываемое представление – настоящее путешествие в счастливое время детства».
В зале мне было не смешно. А вот тут захотелось расхохотаться. Если бы довелось брать интервью у Вениамина Наймана, после честно «отсиженных» почти двух часов «Привидения с мотором», я бы задала ему один-единственный вопрос: когда он последний раз общался с людьми 5-6 лет от роду?
Нет, ну правда. Спектакль готовило огромное количество народу: сценарист-постановщик, художник-постановщик, художник по костюмам, режиссер по пластике, консультанты по работе с куклами, звукорежиссеры, машинисты сцены и «тыды» и «тыпы». Неужели ни у кого из них нет детей и они не понимают, на какую аудиторию рассчитывают? Кстати, а действительно, на какую? Ведь скучно было и детям, и их родителям! И во время просмотра, и после него меня не покидало стойкое ощущение, что мы просто зря потратили время и лучше бы посмотрели старый добрый советский мультик «Малыш и Карлсон».
…Не претендую на роль театрального гурмана. Да им и не нужно быть на детских спектаклях, как мне кажется. Лучшие критики – это дети. И свои рецензии «пишут» прямо в зале, отбивая ладошки, хлопая и вызывая артистов на сцену. Или шепотом спрашивая маму каждые 5 минут: «А может, уже пойдем, а?!»
Артур Шопенгауэр: «Час ребенка длиннее, чем день старика».