Бытует мнение, что фламенко не дается славянкам. Танец страсти и превосходства в той форме, в которой его предлагает Андалузия, не созвучен богатой на свои, не испанские, ноты, белорусской душе. И это отчасти так. Тем не менее, находятся те, кто готов заниматься для себя, не надеясь на выступления и публичное признание. И только благодаря огоньку в крови овладевать компасами и дробями, искать свои мышцы, где их нет, чтобы поймать поток этого танца. Потому что хочется жить в формате «чуть повыше»! По необъективному рейтингу положительных отзывов мы выбрали три наиболее выдающиеся авторские танцевальные студии фламенко в Минске и отправились в поисках страсти.
Если танцевать фламенко в арендуемом помещении второго и выше этажа – обязательно начнутся жалобы от соседей снизу и сбоку. Интенсивная эксплуатация пола и звук. Даже если соседи – арендующие помещение организации, а не жильцы, то и они этого не выдержат. Иногда удар каблучка подобен выстрелу. А когда «стреляют» десять и более человек, то эффект только усиливается. Плюс быстро изнашивается покрытие. Поэтому Татьяна Расщектаева-Подгайская, вдохновитель и преподаватель клуба Cafe Cantante, после многочисленных переездов из одного танцзала в другой выбрала цокольный этаж.
Фламенко к ней прикоснулся как страсть и руководство к действию. С 18 лет танцевала стилизованные испанские танцы. И в какой-то момент поняла, что это все ненастоящее. Сначала смотрела видео испанских педагогов. А в 2010 году с мужем, накопив денег, решилась на поездку в Испанию, в Гранаду, в школу «Кармен де лас куэвас».
...Уже давно за плечами учеба в БГУ по специальности географ-преподаватель, после распределения несколько лет работы в скучной конторе, терзания по поводу профессии и безденежья. А теперь, посетив Испанию, все стало ясно и альтернативы не осталось – ее место в танце! Татьяна оставила прежнюю работу.
Подработки как танцовщицы в различных клубах Минска по несколько часов в неделю с чужими учениками не приносили ни удовлетворения, ни денег.
– Тогда я оказалась на самом дне, танцевала по договору в различных коллективах. Но идея и стремление делают тебя очень решительным и сконцентрированным, – поделилась еще свежими воспоминаниями преподаватель. Татьяна собралась с духом и пошла в центр занятости защищать свой проект для получения субсидии. В 2012-м смогла открыть свою школу танца оригинального фламенко. На тот момент стиль «пуру» – сложный и совсем не декоративный – в Минске не использовал никто.
– Из тех, кто приходит заниматься, случайных людей практически нет, – говорит Татьяна. – Потому что танец необычен, сложен вначале, но и многое дает. Наш контингент – девушки, женщины до и после тридцати. Есть и те, кому за пятьдесят. В общем, все возрасты. Ученицы не покидают нас, держатся за искусство и дружбу, которую здесь нашли.
Татьяна уверена, что фламенко – не сладкий парный танец. Он – для общения самого с собой. Для сублимации собственных проблем и выработки характера.
Ольга Малобицкая из породы тех преподавателей, которые помнят всех своих учеников. Она может провести каждого особыми путями через все ступеньки неудач к его высоте, если только подразумевается гармония танца и культура тела в человеке. Во время нашего разговора в одной из старейших танцевальных студий Минска, клубе Blak, вдруг выясняется, где ключи к овладению фламенко.
– Не надо стремиться корни андалузского танца переносить на наши, славянские, – говорит Ольга Малобицкая. – В движениях, пластике, каждом вздохе все равно выглядывают Аленушка или Иванушка. Наша народная традиция – в характере и танце. Это открытость, солнечность и плавность, закругленность – от них никуда не уйдешь. Зато после хореографической подготовки, классической основы тело подчиняется желанию. А значит, появятся все черты, присущие для фламенко. Апломб, чопорность и агрессия, свойственные характеру испанской нации, составляют стилистику и неповторимую пластику этого танца.
Ольга Малобицкая, артистка балета, всю жизнь танцевавшая в профессиональных ансамблях нашей страны, начала заниматься характерным танцем «по зову соло», то есть души. Ольга ведет танго-соло, боди-балет, цыганский. Группу фламенко набрала для немногочисленных желающих в 2000 году. Составляла танец по тем крупицам знаний, которые появлялись в литературе и средствах массовой информации.
– Я понимала, что это стилизованное фламенко, положенное на основу хореографии, не по-андалузски. Но я и не стремилась к другому. Что мы могли ответить на то, что не соответствуем андалузской стилистике? Да ничего! – говорит Ольга. –
Одухотворенность, которую дает балет, – это пахота и сотни часов занятий по формированию тела танца. Каноны классики забиваются в память. Что касается огненного танца фламенко, то он спонтанен по природе своей. И вот тут-то уже нет канонов. Здесь должна быть импровизация при элементарном знании основы фламенко.
Студия FlamencoDance под руководством Татьяны Бордушко существует более 10 лет. Здесь преподается то настоящее фламенко, которое танцуют сами испанцы. Ради этого Татьяна регулярно проходит обучение в известных испанских школах, посещает мастер-классы различных испанских хореографов, а полученный опыт старается передать своим ученицам.
Со слов самих учениц, этот танец «всегда бодрит», напрочь освобождает от отрицательных эмоций и переключает с обыденных проявлений на другой мир – искусства.
Татьяна Бордушко считает, что фламенко, несомненно, для сильных женщин, и вкус к нему приходит в зрелом возрасте. Зато его возможностям нет границ. Возраст тех, кто танцует в школе, – от 18 до 60. Дамы, которые занимаются здесь экзотическим, казалось бы, танцем, открыли в себе собственную красоту и уверенность, грацию и достоинство женщины.
– Каждый год на мастер-классах в Севилье я удивляюсь, как продвинулся этот танец, – говорит Татьяна. – Испанцы сочетают «народное» фламенко с новыми ритмами, которые наполняют и трансформируют танец, – музыкальным и песенным сопровождением. Это именно тот танец, который сейчас продвигает мировое искусство, обогащая джаз, модерн, рок.
Лариса КАШТАНОВА
Снежные сугробы еще не успели укрыть сады, а заядлые огородники уже соскучились по вкусу свежих ароматных трав на утреннем бутерброде. Что делать?