В одной из сетей минских кинотеатров белорусским зрителям представили новую картину «Смерть Сталина» британского режиссера Армандо Ианнуччи. В Беларуси премьера была запланирована еще на 25 января, но Министерство культуры проявило осторожность: из-за непонятной ситуации с прокатом в Российской Федерации премьера была приостановлена, а продажи билетов отменены. После ознакомления с новинкой белорусские эксперты не нашли в ней ничего предосудительного и противозаконного, и прокат все-таки стартовал. Такое начало только подогревало интерес зрителей. Что же заставило экспертов так засомневаться в кинокартине?
Честно говоря, еще до знакомства с новым фильмом я с удивлением узнал, что лента позиционируется как комедия. Уже только суровое название фильма, отражающее финальную стадию жизни самого известного и противоречивого вождя Страны Советов, никак не увязывалось с таким веселым жанром, а то, что за ним стоит, тем более. Подумалось: а может, иностранному режиссеру удалось сделать невозможное и совершить революцию в кино? Честно говоря, с трудом досмотрев картину, убедился в очередной раз и окончательно: из трагических моментов советской истории (и не только советской) сделать полноценную комедию не получится.
Фильм абсолютно неграмотно проработан западными режиссерами с точки зрения истории. Конечно, речи о его использовании вместо учебника не идет, акценты расставлены в другом – мол, на постсоветском пространстве людям всегда жилось плохо и будет еще хуже. В картине превалируют стандарты голливудского юмора – они никак не могут быть близки и понятны тем, кто знал о тех временах не понаслышке. Подача исторического материала в таком виде – откровенная попытка представить советский период жизни страны в самом худшем виде, увести молодое поколение подальше от реальной истории.
Все стремления режиссера направлены на то, чтобы зритель испытал полное отвращение не только к Сталину, но и к его ближайшему окружению – членам Политбюро. Для этого создатели фильма смело переплетают трешевый вымысел с реальными историческими фактами, не боясь откровенных домыслов и вымыслов. Нам пытаются доказать, что вся верхушка сталинского Политбюро – низкие, мерзкие и аморальные личности. Но разве так было на самом деле?
Короче, если вы поклонник творчества шотландского режиссера-сатирика Армандо Ианнуччи, вам мое мнение будет неинтересно. Но вот с другими зрителями посложнее. Если вы просто ожидаете от кинофильма комедию, то, боюсь, «Смерть Сталина» может разочаровать – в ленте слишком тяжелый исторический контекст. А тот, кто об истории Советского Союза вообще ничего не знает, получит лишь недалекие шутки наподобие тех, что доминируют в низкосортных комедиях. Ну а кто решит посмотреть фильм в ожидании масштабной исторической ленты об эпохальном событии, и вовсе совершит ошибку – ничего, кроме обилия пошлых шуток и вымыслов, он не увидит. А как же искусство, скажут некоторые? Не возьму на себя ответственность попытаться объективно оценить эту сторону фильма, а лучше приведу мнение Никиты Михалкова, который без сомнений отметил, что не видит ничего художественного в этой ленте. И еще момент: попытка так называемой «комедии» выйти в широкий прокат в России произошла в канун празднования 75-летнего юбилея Сталинградской битвы.
Думаете, просто совпадение?
Французский писатель Жан Пьер Флориан: «Смеется тот, кто смеется последним».