На сломе эпох в стране царила разруха, тысячи детей стали беспризорниками. Но и век спустя комиссии не исчезли. А работы у них если и поубавилось (беспризорники, в принципе, исчезли), то задачи решать приходится посложней тех, которые были даже не 100, а лишь 15 – 20 лет назад, утверждает гость газеты «7 дней» – лауреат премии «За духовное возрождение» начальник инспекции по делам несовершеннолетних УВД Минского райисполкома Ольга Чемоданова.
– Защита прав несовершеннолетних, детские проблемы и проблемы их семей остаются не менее острыми, болезненными и глубокими, хотя и по сути – другими. Поэтому государством и определены задачи поиска системных подходов в решении проблем несовершеннолетних. Комиссия по делам несовершеннолетних является основным координатором деятельности субъектов по профилактике правонарушений несовершеннолетних и социального неблагополучия в семьях, где воспитываются дети.
В пристоличном Минском районе ИДН – важнейший из субъектов профилактики: мы выявляем правонарушения, проводим профилактические мероприятия. Работа в комиссии дает нам всем возможность обобщать и обмениваться опытом, вырабатывать новые, более эффективные механизмы предупреждения правонарушений детей и защиты их прав.
– Ольга Николаевна, вы уже давно работаете с трудными подростками и неблагополучными семьями. Что изменилось в борьбе за судьбы детей?
– В конце 90-х хулиганили, уходили из дома, вели беспризорную жизнь дети из семей различного социального статуса, но в большем количестве все-таки из малообеспеченных многодетных и неполных семей, а также находящихся в социально опасном положении. Сейчас в конфликт с законом вступают дети из самых разных семей: обеспеченных, среднего достатка и бедных.
Кроме того, пришло другое время – время расцвета интернета, сделавшего доступной негативную для неокрепших душ информацию, о которой дети и подростки 90-х и даже начала 2000-х не догадывались... Изменился и характер преступности. Еще
15 лет назад мы так много не говорили о наркомании, преступлениях сексуального характера в отношении детей. Не было столько резонансных правонарушений. Мир меняется, и не всегда в лучшую сторону.
– Мы становимся менее нравственными?
– Приходится констатировать, что утеряна в какой-то мере идеологическая составляющая нашей жизни, а значит, и воспитания подрастающего поколения. Если 15 – 18 лет назад я говорила подростку, что он должен учиться, быть патриотом родины и у него все получится, то сейчас эти слова не всегда находят отклик в детских душах. Подростки видят, что многие не живут по таким принципам, не учатся, а у них все «тип-топ» и с деньгами порядок.
Время меняет общество. Поколения сменились, уже не одно. Дети, которых 10 – 15 лет назад приходилось забирать у родителей, уже выросли. Они помнят меня как человека, который либо спасал, либо просто помогал им в трудной ситуации. Выросли и подростки, которые состояли у меня на учете. Стали родителями, и уже их дети состоят на учете...
– Почему так получается?
– В одном случае это генетика, а в другом – закономерность. Есть бывшие неблагополучные, которые стали вполне положительными людьми. Тем не менее, буквально каждый год поднимается какая-то повторяющаяся история из прошлого, как в народе говорят: яблоко от яблони недалеко падает. Вот и на днях рассматривали на комиссии одного горе-папашу, у которого отобрали ребенка… А ведь я и его когда-то забирала у мамы, определяла в школу-интернат! Семья – то место, где закладываются основные нравственные ценности. И очень жаль, когда дети, получая статус сироты при живых родителях, время спустя, к сожалению, возвращаются к ним же...
– К сожалению?
– Да, потому что в большинстве своем такие родители не желают менять свой привычный образ жизни...
– А помните, как впервые забирали из неблагополучных семей детей? Это, наверное, рвущее душу зрелище?
– Страшно видеть детей брошенными и тогда, и теперь. Сколько забирала таких несчастных, увозила от беды подальше, передавала! Столько было чувств: слезы, страхи, стрессы!
Помню, как нашла в одном доме полугодовалого ребенка, завернутого в кулечек и завалившегося за диван. Мать его бросила и ушла восвояси, а я заехала, чтобы поговорить с ней… В числе первых и случай, когда забирала через балкон из квартиры первого этажа мальчиков, двух и трех лет, которые оказались запертыми в квартире и от голода ели разбросанные по полу сухие макароны. Оба мальчика выросли в приемной семье, но когда им исполнилось 14 и 15 лет, мать восстановилась в правах и забрала их, а через год отказалась. Один вернулся в интернат, второго под опеку взяли родственники. Ситуации были разные...
За прошедшее время наше общество многому научилось и в чем-то стало милосерднее и мудрее. Еще 20 лет назад в Беларуси было много детских домов-интернатов. Значительная часть из них уже закрыта. Детей определяют в приемные, замещающие и опекунские семьи. Это очень важно, чтобы ребенок-сирота попал в семью, где в полной мере может прочувствовать, осознать важность семейных ценностей, традиций, культуры. Нужно еще больше мотивировать людей, чтобы они не боялись дарить тепло детям-сиротам в своих приемных семьях и не тревожились, что не справятся. Им обязательно помогут.
– Ольга Николаевна, почему, на ваш взгляд, дети совершают правонарушения, в чем главная причина, кто виноват?
– На этот вопрос каждый хочет знать ответ, но однозначного точно нет. Всегда есть повод и мотив. Просто так ребенок не может украсть, напиться, нецензурно браниться. В каждом случае общее – только желание самореализоваться. Очень важно, чтобы ребенок был востребован родителями, чувствовал их любовь и заботу. Нельзя сбрасывать со счетов и ответственность учреждений, где он обучается, воспитывается. К сожалению, наша школа играет все меньшую роль в нравственном воспитании подрастающего поколения. Бывая в школах района, я всегда говорю: «Дорогие учителя, вы богом назначены не только для того, чтобы давать знания, но и для наставления, направления ребенка на путь истинный! Ну кто, как не вы, в детской душе разберетесь с учетом вашего образования и опыта, которых нет у их родителей!» Дети-нарушители – это в свое время не раскрытые, не состоявшиеся личности, которые не смогли решить важные для них проблемы без помощи взрослых в определенный возрастной период.