Российский блокбастер «Салют-7» недавно с большим успехом прошел по кинотеатрам страны. Автором идеи, одним из его сценаристов стал известный российский тележурналист, режиссер и актер Алексей Самолётов.
За долгие годы работы на телевидении он снял более ста документальных фильмов! Он входит в когорту военных журналистов, за плечами которых шесть войн: Таджикистан, Афганистан, Абхазия, Дагестан, Чечня и Колумбия. Почти пять лет Алексей Самолётов посвятил работе в концерне «Рос-космос», где умудрился не просто снять кино, но еще и пройти подготовку космонавта, выдержав тренировку в невесомости вместе с первым экипажем МКС.
За 35 лет, которые занимаюсь журналистикой, у меня нет ни одного опровержения, ни одного судебного иска. Да и на ошибку наш брат не имеет права – он должен сто раз все перепроверить, а если не уверен – не давать информации. Главное оружие тележурналиста – камера, микрофон и правда. Всегда нужно помнить о том, что от каждого твоего шага и кадра зависит, что будет происходить с твоей страной, и ты отвечаешь за это своей головой, жизнью и совестью.
В феврале 1985-го года орбитальная космическая станция «Cалют-7» внезапно вышла из-под контроля. Буквально через пару минут эта информация попала в НАСА, началось одно из самых острых противостояний между Америкой и Советским Союзом. Оно только чудом не закончилось третьей мировой. Пошла истерия по поводу русского монстра, который вот-вот упадет на головы землян. Вслед за американскими СМИ о падающей 20-тонной громадине стали кричать европейские газеты и ТВ. Ситуация обострилась. И тогда на очередном заседании руководителей полета было принято решение – срочно формировать самый опытный экипаж, спасать станцию, а заодно и престиж страны. В этот полет Владимир Джанибеков и Виктор Савиных, и они это хорошо понимали, отправились как смертники, которым предстояло выполнить свою миссию, остановив падение неуправляемой махины на планету.
Американцы планировали отправить на перехват многоразовый транспортный космический корабль НАСА «Челленджер», и уже были известны фамилии членов экипажа, которые должны будут выполнить эту сверхзадачу. Лучшего «трофея» американцы не могли себе и представить!
После выхода на экраны фильма «Битва за салют. Космический детектив», рассказавшего в том числе и об этом плане, возникло много споров. Говорили, что я придумал всю эту историю, что это все происки врагов и образчик российской пропаганды. Однако в ленте нет ни капли вымысла! «Космический детектив» буквально сразу же после премьеры посмотрели американцы. И мы не получили ни одного опровержения! Кстати, именно на основе этого документального кино родился потом игровой «Салют-7», ставший одним из самых кассовых и самых посещаемых фильмов в России.
Для американцев, в случае удачи, выигрыш оправдывал все. О советском космосе можно было бы просто забыть, как и о технологиях, которые, кстати, у Америки пока так и не появились. При таком раскладе космическое пиратство оправдали бы высокой идеей спасения человечества от советской угрозы.
После премьерного показа «Салюта» в Кремлевском Дворце, когда на экране пошли финальные титры, шеститысячный зал встал и три минуты аплодировал прототипам наших героев, Владимиру Джанибекову и Виктору Савиных, которые вышли на сцену. Зрители ощутили свою сопричастность подвигу этих двух мужиков, которые рисковали своей жизнью ради своей страны…
Когда героев, возведенных на пьедестал, мы превращаем в обычных людей, наблюдается поразительный эффект: включаются гены памяти и удается зацепить внутренние струны зрителя.
Космос меня привлекает еще и потому, что здесь все равны, независимо от пола, вероисповедания и национальности. Здесь нет границ и политических распрей. Уверен, что если бы тогда, в далеком 1985-м году, окажись рядом с нашей станцией американские астронавты, имеющие возможность спасти наших ребят, они бы сделали это! Сто процентов! И точно так же поступили бы и советские космонавты.
«Салют-7» идет сейчас в Китае на 8 тысячах экранов, говорят, народ валит валом. Мы перекрыли свой производственный бюджет (400 миллионов рублей. – Прим. авт.) в три раза. Когда кино делается не ради денег, оно всегда дает такой поразительный эффект. Чем больше ты гонишься за деньгами и дешевым быстрым результатом, тем хуже начинаешь работать. Это было отлично продемонстрировано в лихие 90-е, когда на экранах гнали откровенную чернуху и халтуру.
В этом фильме попытался найти ответы на вопросы, чем жил первый космонавт планеты после апрельского полета, был ли он на самом деле верующим человеком и действительно ли говорил о том, что надо восстановить Храм Христа Спасителя и Триумфальную арку. Вот лишь один эпизод из картины. Мы подняли в Российском государственном историческом архиве его выступления на съезде ЦК комсомола. Эти тексты визировались, и тот, кто их произносил, ставил под ними свою подпись. Так вот, оказалось, что на комсомольском форуме Гагарин действительно говорил о том, что мы незаслуженно разрушили Храм Христа Спасителя, посягнув на свою историю, что неизвестно, куда делась Триумфальная арка. После этих откровений съезд ЦК комсомола остановили, объявив перерыв. Первый секретарь ЦК комсомола Пастухов побежал к вертушке звонить лично Брежневу. Леонид Ильич выслушал того и ответил: «Ребята, прекратите истерить! Гагарин – русский человек, он заботится о нашей истории. Скажите Юрию Алексеевичу, что денег на Храм Христа Спасителя нет, а вот Триумфальную арку в ближайшие полгода восстановим. И передайте ему от меня большой привет!». Пастухов, как рассказывали, потом трижды перекрестился, обрадовавшись, что его не снимут с высокой должности. Мы нашли эти документы за подписью Юрия Алексеевича и показали их в фильме.
Мы были первыми в мире журналистами, кому дал интервью Ахмад Шах Масуд (афганский полевой командир, министр обороны Афганистана. – Прим. авт.). Это был умный, образованный человек, прекрасно владеющий многими иностранными языками. Он очень сожалел о том, что произошло на его родине. Он водил меня по Панджшерскому ущелью и рассказывал, как в свое время практически договорился с Борисом Громовым о прекращении войны в Афганистане. Затем случилась провокация, и ему на нее пришлось ответить….
После откровенной беседы он на прощание протянул мне белый холщовый мешочек. Заглянул внутрь – а там изумруды. Объяснил, что не могу взять этот дар. Ахмад Шах спросил почему. «Во-первых, не заслужил, во-вторых, не смогу провезти эти камешки ни через одну границу». Сошлись на том, что все это будет храниться здесь, в Афганистане. «Приедешь – все твое», – сказал Ахмад Шах.
Это была моя последняя с ним встреча. Ахмад Шах после беседы со мной решил допустить до себя еще одну телевизионную группу. А там были смертники, которые под видом журналистов пробрались к нему: включилась камера – и раздался взрыв. В определенной степени чувствую себя виноватым перед человеком, который поверил мне и перенес эту самую веру на моих «коллег». Эта удивительная история абсолютно не раскрыта в кино. К сожалению, у меня осталось только вот это одно большое интервью, так что тайны афганской истории до сих пор за кадром.
Есть и другие, не менее интересные исторические сюжеты, которые хотелось бы воплотить на экране. В моей копилке – под сто документальных картин. И, думаю, это не предел.