Уже решено: выборы в Палату представителей Национального собрания седьмого созыва состоятся в ноябре. Депутаты шестого созыва подводят предварительные итоги сделанного. Какие законодательные акты, принятые с ноября 2016-го, оказали наибольшее влияние на становление белорусской экономики, что заботит избирателей?
На эти и другие вопросы «7 дней» отвечает депутат Палаты представителей от Брестского-Западного избирательного округа № 1 заместитель председателя Постоянной комиссии по экономической политике Леонид Брич.
– Леонид Григорьевич, с какими проблемами к вам чаще всего приходят?
– С разными! За неполных 3 года на приеме побывало более 200 человек. У некоторых вопросы частные, у других – общественные. Помню, в конце 2016 года пришла ветеран труда Ольга Юрошевич. Пожаловалась, что приходится много – почти в 4 раза больше, чем в квартирах жилфонда! – платить за природный газ, используемый для отопления построенного на дачном участке дома, в котором она с мужем, тоже пенсионером, живет и зимой, и летом. Городскую квартиру они оставили детям.
Вначале подумал: проблема из разряда личных. Стал изучать ее глубже и понял, что волнует она многих. И в апреле 2017 года, когда Президент выступал с ежегодным Посланием народу и парламенту, я обратился к нему с просьбой рассмотреть эту проблему на государственном уровне. Глава государства поручил правительству разобраться в сложившейся ситуации.
В результате было принято постановление Совета Министров от 29 июня 2018 года № 510, в соответствии с которым неработающие пенсионеры и граждане, имеющие льготу по оплате ЖКУ, получили право рассчитываться за природный газ, используемый на отопление жилых домов на дачных участках, по субсидированной цене. Учитывая, что в республике насчитывается около 5 тыс. садоводческих товариществ, льгота коснулась многих семей.
Но этим дело не ограничилось. Сейчас продолжается работа над подготовкой дополнений и изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 года № 50, в котором будут, в том числе, учтены предложения как специалистов, так и самих членов садоводческих товариществ. Кстати, широкое обсуждение дачной темы в трудовых коллективах, общественных организациях, центральных и местных СМИ показало, что существует много важных вопросов, также требующих решения. Конечно, в одночасье их не одолеть, но и оставлять в нынешнем состоянии нельзя, поскольку они напрямую затрагивают интересы десятков и сотен тысяч граждан. Уже несколько республиканских министерств и ведомств высказались по обсуждаемой проблеме, предложив варианты совершенствования деятельности садовых товариществ. В числе таких идея о создании Белорусской ассоциации садоводческих товариществ, которая занималась бы решением назревших проблем дачников. Кстати, такая ассоциация довольно неплохо работает в России.
К сожалению, нередко на прием приходят и те, кому не помогли местные чиновники. Такие люди уверены: депутат точно справится с проблемой. Да, стараюсь помочь каждому, но удается это далеко не всегда. Вопросы есть разные, и решение некоторых требует больших финансовых затрат. В таких случаях честно объясняю, по каким причинам просьба в ближайшее время не может быть выполнена. Большинство относится с пониманием, но есть и те, кто обижается, полагая, что депутат просто не захотел помочь.
Поступают и просьбы разобраться с несправедливыми, по мнению заявителей, решениями суда. Граждане, конечно, должны знать о том, что в стране три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. У каждой свои обязанности и свои полномочия. Но… когда обращается пожилой человек, стараюсь содействовать в разрешении его проблемы. Недавно, например, приходил пенсионер, который не смог доказать свою невиновность в ДТП девятилетней давности. Ему присудили срок без направления в места лишения свободы и штраф. Пенсионер до сих пор считает, что был осужден несправедливо. Помог человеку попасть на прием к председателю Верховного суда республики. Каким будет его решение, не знаю. Но я сделал все, что в этой ситуации мог, и мой избиратель это оценил.
К сожалению, есть категория «профессиональных» жалобщиков. Эти люди недовольны всем и всегда. Таких пытаюсь переубедить, что нельзя видеть жизнь только в черном свете. Но если проблему они поднимают реальную, стараюсь сделать все необходимое для ее решения.
Приходят на прием люди, особенно молодые, с жалобами на неустроенность в быту, невысокие зарплаты. Я их понимаю: хочется всего и сразу – и квартиру, и машину. Вспоминаю себя: тоже начинал с маленькой зарплаты и комнатки в общежитии, где жили вместе с женой, дочкой и сыном… Да, сегодня 400–500 рублей – зарплата небольшая. Чтобы она была больше, нужно создать более благоприятные условия для субъектов хозяйствования, дать возможность активнее развиваться частному бизнесу, где зарплаты во многих случаях выше, чем на предприятиях госсектора.
– И каким образом Палата представителей шестого созыва поддержала предпринимательство? Какие наиболее важные для бизнеса законодательные акты приняты?
– В первую очередь это Декрет Президента от 23 ноября 2017 года № 7 «О развитии предпринимательства», по проекту которого наша комиссия выступала в качестве эксперта. На стадии разработки этого важного документа мы вносили свои предложения, проводили парламентские слушания с представителями бизнес-сообществ, изучали опыт частных предприятий, выкупленных отечественными инвесторами: Брестского чулочного комбината (выкупила компания «Конте»), обувной фабрики «Белкельме» (холдинг «Марко»), которые пошли на подъем благодаря инвестициям и эффективному менеджменту и т. д.
Декрет №7 значительно раскрепостил инициативу бизнеса, дал возможность ему развиваться уверенней. В том числе и благодаря тому, что уменьшился в 3–4 раза перечень позиций, подлежащих проверке санитарной и пожарной службами, сократилось число требований контролирующих органов. Теперь, если какие-то инстанции придут с проверкой и станут требовать чего-то сверх положенного, предприниматель может напомнить о неправомерности их претензий, ссылаясь на нормы Декрета.
Результат внимания к бизнесу положительно сказался на его вкладе в экономику страны. Например, если три года назад удельный вес только малого и среднего бизнеса в валовой добавленной стоимости страны составлял 27,3 %, то сегодня он достиг 28,8 %, а к концу 2020 года стоит задача довести этот показатель до 40 %.
– Многие годы на различных совещаниях говорится, что в стране создан максимально привлекательный для бизнеса микроклимат. Но предприниматели не совсем согласны с таким утверждением. Да и зарубежные инвесторы не слишком торопятся к нам. В чем тут дело?
– Причин несколько. Одна из них – перестраховка некоторых чиновников, до сих пор живущих старыми понятиями и неспособных к быстрому восприятию перемен. Во многом поэтому прогрессивные законодательные акты пробуксовывают, от них долго не видно отдачи, а иногда их выполнение просто тормозится устаревшими инструкциями, ведомственными правилами и запретами. Немало и подзаконных актов, регламентирующих деятельность бизнеса, которые вносят сумятицу в работу субъектов хозяйствования.
Вот пример. В Декрете № 7 (статья 6) записано, что руководитель юрлица – в случае нанесения ущерба – привлекается к административной ответственности (штраф от 10 до 200 базовых величин). В Палату представителей поступил законопроект «Об изменении кодексов», в котором предлагается, помимо руководителя, привлекать к ответственности и его замов, начальников смен и т. д. Короче, персональная ответственность размывается, искажается суть Декрета № 7. Этого, по моему мнению, нельзя делать. Механизмов привлечения к ответственности подчиненных у руководителя и так имеется достаточно.
Или вот еще факт. В январе принято постановление Совмина, согласно которому индивидуальные жилые дома, к которым не подведен газ, могут отапливаться электроэнергией по субсидированной цене, для чего необходимы два счетчика. Один – для электричества, идущего на отопление, второй – для идущего на освещение. Поскольку установка дополнительных счетчиков – дело не одного дня (да и расходов требует немалых!), в июне принято второе постановление правительства, согласно которому вводится общий сниженный тариф – с одним счетчиком. Однако, чтобы решить вопрос в индивидуальном порядке, заявитель должен обращаться в исполком, который станет посредником между потребителем и электросетями. Зачем бюрократить хорошее дело?
– Леонид Григорьевич, правда ли, что иностранные инвестиции и гранты на развитие территорий от ООН и ЕС охотнее идут в Брестскую и Гродненскую области?
– Я бы так не сказал. Да, в Бресте в 1996 году создана первая в стране свободная экономическая зона, куда раньше других СЭЗ пришли иностранные инвестиции и где зарегистрировано больше, чем в других областях, предприятий с иностранным капиталом, в том числе европейским. Но инвестиции идут и в другие регионы. К примеру, у литовского бизнеса много экономических интересов в Могилеве и в Могилевской области.
А если говорить о грантах, то те, что приходят в нашу страну по линии ПРООН, направляются к более инициативным. Из 16 районов Брестчины только два смогли привлечь гранты ПРООН – Березовский и Кобринский.
О привлечении инвестиций в первую очередь должны заботиться власти на местах. Глава исполкома, если его беспокоит завтрашний день региона, в том числе зарплаты людей, живущих на этой территории, как говорится, должен вести за руку инвестора в свой район, чтобы именно здесь открывались новые предприятия, создавались новые рабочие места. Нам же пока еще далековато до уровня зарплат и производительности труда большинства стран ЕС, валовая добавленная стоимость на одного занятого в экономике которых составляет более 65 тыс. долларов США. У нас в стране этот показатель менее 11 тыс. долларов США, а на предприятиях с государственной собственностью он ниже почти в 2 раза. А вот на предприятиях с иностранным капиталом производительность труда в 3 раза выше, чем на государственных. Как видно, мы сильно отстаем. Поэтому сегодня очень нужны конкретные действия.
Фото автора и БЕЛТА