Кто из нас не смотрел знаменитый советский фильм «Асса» режиссера Сергея Соловьева, ставший культовым для всего поколения 90-х? Можно сказать, что это один из бриллиантов среди работ Соловьева. И вот долгожданный момент – именитый режиссер в ноябре представил в Минске новую картину «Ке-ды».
Фильм основан на рассказе Андрея Геласимова Paradise found. Накануне призыва в армию молодой человек Саша по прозвищу Джаггер решает потратить свои скромные сбережения на модные кеды. Случайным образом эта обувь приводит его к девушке Амире, с которой он проводит ночь. Наутро выясняется, что у девушки есть девятилетний сын Митя. Мальчик страдает аутизмом и еще каким-то психическим заболеванием. Амира затягивает героя в свою жизнь, прихватывая его с другом на самопальном старом автомобиле в грустное путешествие, цель которого – перевести своего сына-аутиста от бабушки в школу-интернат.
Главные роли сыграли молодые актеры Николай Суслов и Аглая Шиловская. Аглая показалась достаточно убедительной, в отличие от своего коллеги.
Но ярким персонажем картины она не стала. Почему? Все просто: это место заслуженно получил репер Баста (Василий Вакуленко), исполняющий в фильме несколько композиций. Кстати, песни звучат полностью, а не отрывками, как мы привыкли. И это не понравилось. Сложилось впечатление, что у Вакуленко теперь появилась пара новых клипов. Кстати, Баста попробовал себя и в качестве актера, сыграв гротескного участкового, который приходит забирать Джаггера в армию.
Первая часть фильма довольно энергичная: музыка, скейты, драки, но после картина меняется на неожиданно серьезную драму, где есть место брошенному мальчику-аутисту, непростым семейным отношениям, титрам на весь экран, вставкам из фильмов «Дети капитана Гранта», «Летят журавли».
Возможно, режиссер пытался донести до нас свои мысли о современной жизни в нарочито завуалированной форме. Но все это сыграло явно не на руку: какие-то метафоры и отсылки к советским фильмам полностью затмили крупицы смысла картины.
После просмотра еще несколько минут сидишь в недоумении: кто из нас чего тут не понял? Что-то даже жалость не вызывали некоторые кадры и события, а должны бы, но при другом стечении событий и обстоятельств.
Тема ребенка-аутиста вообще не раскрыта. По идее, в картине ведь должен присутствовать хотя бы какой-то скрытый смысл. Но я его, к сожалению, не нашла. Артхаусный фильм о жизни хип-хоп андеграунда превратился в бессмысленный, скучный, черно-белый треш. Интересно, что отвечая на вопрос о том, в чем же идея и смысл созданной Соловьевым ленты, режиссер сказал, что фильм о банальных кедах. Без идеи и мысли. Ну что же, теперь, после просмотра, не могу не согласиться с автором. И не я одна, судя по комментариям и оценкам зрителей на различных кинофорумах.
Cергей Соловьев: «Как на духу: фильм про кеды. Ну, буквально про кеды. Парень уходит в армию и страшно переживает по незначительному вроде бы поводу. Он хочет купить себе кеды, но если он идет в армию, то, спрашивается, зачем ему кеды? А, с другой стороны, ему очень хочется купить кеды. Из армии его никто ждать не будет, а так у него появится внутренняя мотивация: он служит, а дома его ждут кеды. Все, больше ничего в рассказе нет и искать не надо. Но при этом в нем есть живое и подлинное ощущение сегодняшней жизни».