Зрителям, которые отслеживают фильмы Минского международного кинофестиваля «Лістапад», уже знаком португальский режиссер Педро Пинью. В этом году он представил новую работу «Ничья фабрика», которую многие критики уже окрестили совершенно новым направлением в кинематографе.
Педру Пинью родился в 1977 в Лиссабоне. Учился в Высшей национальной школе Луи Люмьера в Париже, там же снял свой первый короткометражный фильм «Близко». В 2003 -м окончил Высшую школу театра и кино в Лиссабоне. Через три года совместно с Луизой Омем и Марией Мире основал производственную компанию Pate Films. Его фильм «Баб Себта» получил приз за лучший португальский документальный фильм 2008 года.
«Конец света» – его игровой дебют.
«Ничью фабрику» Пинью сразу назвали одним из самых оригинальных и бескомпромиссных фильмов года. Это производственная доку-драма с элементами мюзикла. Сюжет следующий. Рабочие подозревают, что могут остаться без работы, так как по приказу начальства оборудование фабрики тайком вывозится с ее территории. Это порождает конфликт между ними и администрацией предприятия. Работники захватывают здание, но, к их удивлению, руководство вдруг бесследно исчезает. На опустевшей фабрике привычный мир героев рушится, уступая место новым чаяниям и надеждам. Оказывается, на самом деле никто не хочет управлять фабрикой и свергать капитализм. Людям просто нужна работа и еда.
Картина «Ничья фабрика» – это тот самый случай, когда невозможно сказать, документальное или игровое кино перед нами. Критики сходятся во мнении, что это даже не уникальный гибрид, а совершенно иное, новое направление в кинематографе, которое в XXI веке вышло на этап осмысления постиндустриальной реальности.
Чем особенно интересен сюжет? Все, что лежит в его основе, – это реальные истории. Актеры, которые играют в фильме, не имеют профильного образования. Это действительно рабочие. Простые люди, знающие о труде на фабрике не понаслышке. Поэтому зрителя не отпускает ощущение правдоподобности. Кстати, все, что происходит на экране, основано на реальных событиях, которые происходили в Португалии пару лет назад, когда одна из самых крупнейших стран Европы наиболее сильно ощутила на себе влияние кризиса. С другой стороны, история, которую зритель видит на экране, может быть своеобразным экскурсом в политэкономию. Здесь много определенных умозрительных разговоров о ситуации в Западной Европе, о рабочем и марксистском движении. И это не выглядит скучно! В определенный момент, когда покажется, что документальная среда нас захлестнула целиком и полностью, картина делает маленькие и очень странные подвижки, например в сторону мюзикла. И таким образом соединяя несоединимое, режиссер придает фильму какую-то особую энергетику.
Игорь Сукманов: «Кинематограф Португалии – один из самых уникальных и самых неожиданных кинематографов всей Западной Европы, если не сказать всего мира. Потому что, во-первых, даже специалисты не знают, что такое коммерческое кино Португалии, не знают жанров фильмов, снимают ли они триллеры, есть ли у них какие-то удачные комедии или замечательные боевики. Но зато всему миру известна авторская школа португальского кино».