Мир меняется – меняются профессии, появляются новые, отмирают устаревшие. А ремесла живут! Но как существуют ремесленники в наше высокотехнологичное время и за счет чего? Давайте попробуем разобраться.
В поселке Лесковка, что в Минской области, открыта первая в Беларуси мастерская-коворкинг. Место, куда ремесленники приходят поработать, а обычные люди – испытать творческие силы. Владельцы мастерской – супруги Алеся и Вадим Козич.
Алеся – мастер-керамист, окончила факультет дизайна и декоративно-прикладного искусства в Белорусской государственной академии искусств. С заказчиками ремесленница общается лично, чтобы узнать их предпочтения и вкусы. Рассказывает, что чаще просят сделать кружки. На одно изделие у нее уходит от 10 дней до месяца. Основная работа занимает два-три часа, а остальное – уже технические проблемы, в том числе обжиг в муфельной печи и сушка.
– Изначально мне не хватало своей мастерской, – делится Алеся. – Работа должна выполняться в каком-то производственном помещении. Хорошо, если это позволяет домашнее пространство. Но мне все-таки хотелось вынести работу за пределы дома. Дело ведь само по себе грязное, а еще в керамической мастерской обязательно должна присутствовать печка, которая дает большую энергонагрузку.
Из этих проблем и родился наш проект – «Клуб мастеров». Здесь можно поработать с деревом, кожей, керамикой, металлом, стеклом или с глиной на гончарном круге. Здесь проходят мастер-классы, сама Алеся проводит курсы по изготовлению керамики.
– Кто-то хочет попробовать себя в работе с глиной. Для этого нужна печка, а стоит она дорого, – объясняет Вадим. – Нужно место, где будешь этим заниматься. Важно понять: пойдет или не пойдет? В нашем случае ты приходишь, пробуешь, смотришь: получается у тебя или нет. Люди ничем не рискуют!
Важным моментом для ребят стало понимание грамотного ведения деятельности. Супруги проводят мастер-классы в качестве индивидуальных предпринимателей. При создании же изделий работают как ремесленники – так проще.
Самой большой трудностью считают продвижение и рекламу. В этом деле важно выделить целевую аудиторию. «А дальше все зависит от профессионализма, ведь мы предлагаем научиться тому, что умеем сами. Влияет и местонахождение мастерской», – поясняет ремесленница.
Проект постоянно развивается. Алеся вспоминает, что для запуска понадобилось несколько тысяч долларов, но и на этом траты не закончились. Сейчас у ребят в планах – открытие еще одной мастерской в Минске и создание общественного объединения – гильдии керамистов.
Если гончарное дело – сложное и требующее специального оборудования, есть ремесла полегче, которые не обременены специнструментом и цехами. Например, Анастасия Рогачева (основная деятельность – литературное редактирование) с прошлого года стала ремесленницей: создает блокноты, альбомы для фотографий и украшения.
На простое украшение Анастасия тратит около 10 минут, а с блокнотом или альбомом может провозиться неделю. Все зависит от материалов, техники и нюансов работы с изделием. К примеру, для украшения растениями нужен минимум месяц на сушку гербария и еще дня два для застывания смолы. Товары ремесленница выставляет в интернет-витрине социальных сетей. Но, несмотря на заказы, пока окупила только половину вложенных средств.
– Стоимость авторских изделий сейчас выросла, а из-за появления множества handmade-магазинов и доступности мастер-классов спрос понизился. Заказов сейчас немного, и в основном пользуются спросом подвески и сережки. Альбомы и блокноты особо не заказывают. Наверное, из-за цены: в среднем, 25-30 рублей. А украшения оцениваются в 15 рублей, – рассказывает девушка. – Для хорошей окупаемости вообще надо делать эксклюзивные вещи, активно заниматься продвижением в соцсетях и участвовать в выставках. Я побывала на семи специализированных выставках, что очень помогло мне в развитии дела.
Девушка считает, что теоретическая часть ремесла – очень важный элемент в работе. В этом помогут мастер-классы. Необязательно записываться на курсы: есть же интернет. Благодаря ему Настя получила новые знания и улучшила свою технику.
– Главная проблема для ремесленника – знать свои права, – рассказывает Анастасия. – К сожалению, в сети сведения не всегда могут быть актуальными, поэтому лучше работать с реальной правовой базой.
Находят себя в ремесле и те, кто чувствует потребность учить. Так, в минском Дворце культуры железнодорожников разместился бесплатный детский кружок резьбы, которым руководит Юрий Головизнин.
– Ремесло – это моя жизнь, – делится Юрий. – Как сказал кто-то из умных людей, самый счастливый человек – тот, у кого хобби переросло в работу. Вот и у меня так получилось. Так что я здесь больше кайфую, чем работаю.
Юрий – инженер по образованию. Но свое место в мире творчества нашел в резьбе. Ремесленника приняли в Белорусский союз мастеров народного творчества – раз в три года Юрий подтверждает свое мастерство.
Сейчас мужчина вышел на пенсию и полностью посвящает время кружку. К нему ходят дети разных возрастов – от начальных до выпускных классов. В этом году в кружке 17 учеников. Как говорит сам мастер, принял бы больше, но места нет.
– Родители просятся: мы хотим к вам. А куда? – рассказывает Юрий. – Кружка резьбы по дереву с направлением народного творчества с соблюдением всех белорусских традиций, насколько я знаю, больше в Минске нет.
Материалы для занятий на кружке собирают во время валки деревьев в городе. Потом «добычу» ребята разрезают, сушат...
– У любого мастера всегда есть проблемы с хорошим материалом, – рассказывает Юрий. – Огранщику бриллиантов надо, чтобы алмаз был крупный, а мастеру по дереву – хорошая древесина. В лучшем случае, 10-12 лет надо сушить дерево, чтобы его можно было бы применить в нашем деле. Получается, что заготовки делаешь уже даже не для себя, а впрок, для будущего поколения.
Дай бог, чтобы будущим поколениям ремесла тоже были интересны...
Елизавета КРАВЧЕНКО