Есть люди, которым будто свыше уготовано стать именно тем, кем они стали. И полковник Юрий Пыжик, военный летчик-снайпер, командир 61-й истребительной авиационной базы, начальник Барановичского гарнизона – точно один из них.
Мой собеседник родился в деревне Новое Село Волковысского района Гродненской области. Его отец был прапорщиком и обслуживал самолеты в истребительном авиационном полку в поселке Россь в тех же краях. Позже его перевели за границу, и Юрий оканчивал школу в ГДР. Глядя на отца и постоянно находясь в среде летчиков, мальчик уже с детства подумывал связать судьбу с авиацией, но при этом было еще желание стать юристом. Жизнь внесла свои коррективы: и отцовский пример перед глазами, и дружба в Германии с парнем, который вовсю прыгал с парашютом и грезил только о карьере военного летчика. Да так, что «заразил» своей мечтой и Юрия, который даже ни разу не летал на самолете.
В итоге оба поехали покорять Черниговское высшее авиационное училище. А в советские времена это было поистине легендарное учебное заведение!.. Слава о нем гремела на весь Советский Союз, и постигать азы военного летного искусства там было очень престижно. Конкурс на место – 12 человек, но юный Юрий Пыжик оказался в числе тех 180 счастливчиков, которых приняли. К слову, из них в итоге выпускниками стали только 82.
Да, учиться было нелегко. Но сложные предметы, такие как аэродинамика, авиатехника, термодинамика не пугали нашего героя. Он твердо был уверен: жизненный выбор сделан, теперь осталось четко ему следовать. Грыз гранит науки прилежно, даже получал повышенную стипендию. Его не страшили жесткие условия учебы: двойка по экзамену – сразу «до свидания». (Кстати, особенно «зверствовал» преподаватель кафедры физики, ему отчисленные курсанты даже дали язвительное прозвище «комдив списанной дивизии»). Юрия не свернули с выбранной дороги трагедии, случившиеся со старшекурсниками, разбившимися на тренировочных полетах. Он знал: небо – это его стихия! И окончательно убедился в этом, когда впервые на втором курсе сел в кабину самолета и самостоятельно провел учебный полет. По его словам, это были незабываемые ощущения, которые невозможно описать – эмоции просто зашкаливали!..
После окончания училища «свежеиспеченного» лейтенанта Пыжика распределили в Северо-Кавказский округ, затем в село Лебяжье Волгоградской области. Это было время лихих 90-х, самолеты особо не летали, с топливом – напряженка, и Юрий задумался, а что же он будет делать, если вдруг карьера летчика вот так и закончится? Но не в его характере было просто сидеть сложа руки и жаловаться на жизнь. Вернулся в родную Беларусь, в Поставы и параллельно решил осуществить ту самую детскую мечту: взял да и выучился в Гродненском университете на юриста. Летать все так же продолжал, его направили в Лиду, где он получил звание майора и стал летчиком первого класса. Другой бы «перевел дыхание» и просто продолжил бы летную службу, но не таков был Пыжик. Он не желал останавливаться на достигнутом и в 2004 году выразил желание поступить в высшую военную академию на командно-штабной факультет. Окончив его с отличием, в 2006 году офицер оказался в Барановичах. Спрашиваю: зачем три высших образования, вы и так уже были опытным профессионалом? Улыбается: для себя, никогда нет предела знаниям и умениям.
В 2012 году Пыжик получил звание полковника и стал летчиком-снайпером. На мой вопрос «как», выясняю, что данная категория присуждается воздушным асам, которые в совершенстве владеют тактикой боя, имеют отличные навыки техники пилотирования и самолетовождения, знают авиационную технику, сдали квалификационные экзамены (теоретические и практические). А также имеют налет не менее 1500 часов; подтвердили ежегодно в течение трех последних лет свою квалификацию военного летчика 1-го класса; не имеют ни одной поломки, аварии, повреж-дений авиационной техники за последний год.
Сейчас в подчинении у Юрия Николаевича более тысячи человек. Он считает, что главное для руководителя – правильно организовать людей и поставить нужные задачи. Строгость тоже важна, но в разумных пределах, если требует ситуация, а не повышать голос на подчиненных постоянно только потому, что ты занимаешь кресло начальника.
…В октябре 2010 года Юрий Пыжик летел в качестве инструктора с молодым летчиком на воздушный бой. Задачу выполнили и хотели возвращаться, но тут на высоте 4 тысяч метров самолет практически перестал «слушаться», и Юрий понял, что ситуация стремительно выходит из-под контроля. Облачность серьезная, где они, что они – не видно ни зги! То ли поле, то ли населенный пункт – не поймешь. Куда и на кого, если что, упадут, одному богу известно. Страшно? Еще как! Но надо брать себя в руки и действовать! Он взял управление на себя, и, несмотря на команду с земли «Катапультироваться!», прозвучавшую трижды, все-таки сумел посадить самолет. Позже, на земле, выходя из кабины, посмотрел на свои руки и удивился: они буквально посинели. Таким было напряжение!
За этот героический поступок в 2011 году Юрий Пыжик был удостоен ордена «За личное мужество». Наградой гордится и всегда носит в торжественных случаях, когда надевает парадную форму.
Молодой летчик, его напарник, после того случая отказался от полетов: очень сильным оказался стресс. А Пыжик? Он по-прежнему садится в кабину самолета с радостью предвкушения полета.
Юрий Николаевич верит в интуицию летчика, к которой нужно прислушиваться. Вспоминает, как однажды не поверил приборам, указывающим одно направление, когда его внутренняя «чуйка» говорила совсем другое. И оказался прав – был сбой системы. При этом он считает, что страх – это нормальное человеческое чувство. Но важно уметь им управлять. К слову, не всегда комфортно ощущает себя в качестве пассажира в гражданской авиации, потому что, дескать, не сам за штурвалом.
…Я не очень разбираюсь в военных самолетах и прошу собеседника просто назвать самый любимый. Он, не раздумывая, отвечает: Су-27. И поясняет, что буквально с первого полета покорил военного летчика необыкновенной грациозностью планера и поразительной мощью двигателей. Да и в пилотировании машина эта оказалась чуть ли не совершенством. Кстати, Юрий Николаевич надеется, что скоро их летная часть начнет перевооружаться на самолеты
Су-30СМ, которые успели получить признание в военно-воздушных силах многих стран ближнего и дальнего зарубежья. И Пыжик пока единственный из белорусских военных летчиков, который облетел данный истребитель (такая возможность представилась ему на авиасалоне «МАКС-2015») и получил соответствующий сертификат.
Что вам еще рассказать об этом удивительно располагающем к себе человеке с открытой улыбкой? Может, про «тыл»? Он примерный семьянин с 20-летним стажем. Жена Ирина врач, надежная спутница и друг, к его профессии относится философски, считая, что раз муж выбрал такую работу и счастлив, значит, так тому и быть. У супругов две дочери: старшая Виктория – студентка, учится на 3-м курсе и будет врачом, младшая Екатерина – пока только в 7-м классе.