Самосвалы «БелАЗ» – один из признанных символов независимой Беларуси. 28 лет в число топ-менеджеров Белорусского автомобильного входил Павел Мариев, 13 лет из которых он трудился на заводе главным инженером и еще 15 был генеральным директором. За исключительные заслуги в развитии отечественного автомобилестроения директору ПО «Белорусский автомобильный завод» Павлу Мариеву Указом № 360 от 29.06.2001 было присвоено звание «Герой Беларуси». В списке 11 награжденных самым высоким званием страны он – за номером два.
На днях мы встретились с Павлом Лукьяновичем. В свои «за 70» он выглядит моложе ровесников, собран, доброжелателен, интеллигентен, энергичен. Сегодня доктор технических наук Павел Мариев работает главным научным сотрудником в НТЦ карь-
ерной техники Объединенного института машиностроения Национальной академии наук Беларуси. Кстати, сам ездит за рулем авто в Минск из Жодино. Любимому городу не изменил и после отставки. Вот что о том, как награда нашла героя, рассказал Павел Лукьянович, скромно перед этим заметив:
– Считаю, что я был не самым достойным, потому не сильно радовался… А случилось это сразу после посещения БелАЗа Президентом в конце июля 2001 года. В это время мы заканчивали первую очередь проекта реконструкции, одними из первых в Минпроме воспользовавшись иностранным кредитом, выданным нам в дополнение к собственным средствам западным банком .
Президент ознакомился с предприятием, посетил главный сборочный конвейер, побывал в цехах, где работало новое оборудование, в том числе предназначенное для конструирования и технологий производства карьерной техники, которое помогло заводу на порядок повысить конкурентоспособность продукции, поднять ее на новый уровень.
Автозаводцы показали главе государства и недавно построенное общежитие. Рассказали о кадровой и социальной политике. После этого Президент провел совещание, на котором, в частности, оценку работы завода и его руководителя дали высшие должностные лица и члены правительства. Президент их выслушал, подвел итоги, отметив положительную роль вложенных в реконструкцию инвестиций, и сделал ряд поручений. А в конце недели был подписан указ о награждении, о котором Павел Лукьянович узнал из последних известий по телевизору.
Есть своя история и того, как Павел Мариев прибыл в Жодино после Ярославского автомеханического техникума, работы на Уральском автозаводе и службы в армии. На БелАЗе только-только начал формироваться коллектив из команды специалистов, которая прибыла с Минского автозавода в Жодино создавать серьезную большегрузную технику. А называться БелАЗом созданный в 1948 году завод торфяных машин «Торф-маш» (а еще через 3 года – завод «Дормаш») стал в 1958-м. Вскоре из ворот предприятия вышел 25-тонный самосвал МАЗ‑525, который стал первой ласточкой известной сегодня всему миру семьи белорусской карьерной техники. Она создавалась командой, в которую входил (и 28 лет ею управлял) Павел Мариев.
– Так как я технарь по натуре, мне было комфортно работать в должности главного инженера, – признается Павел Лукьянович. Но ему пришлось стать директором, когда из жизни ушел Дмитрий Иванович Сырокваш, которого во время болезни приходилось замещать.
Время было непростое: шел 1992 год. Развалился Советский Союз. Рушились кооперационные связи. Исчезла действующая ранее финансовая система. Приходилось ездить по всем рес-публикам бывшего Союза, налаживать новые кооперационные контакты и сбыт, отслеживать пути финансовых потоков. Но завод выжил. Более того, заработная плата и аванс выдавались вовремя. А со временем, чтобы не уступить свое место на мировом рынке конкурентам, завод приступил к реконструкции.
Самым трудным для Мариева было получить гарантии правительства под иностранный кредит. После многократных встреч с руководством минфина удалось убедить его в целесообразности и своевременном возврате займа.
– Мы успешно провели реконструкцию, которая вдохнула новую жизнь в предприятие, и вовремя рассчитались по кредиту. Работали, просчитывали каждый шаг, отрабатывали схемы расчетов с российскими, украинскими поставщиками и покупателями. Не шиковали, экономили каждую копейку, а правительство и страну не подвели! – рассказывает Павел Лукьянович.
Реконструкция, проведенная коллективом предприятия в первые годы независимости Беларуси, позволила заводу сохранить свое место на рынке, найти новых покупателей карьерных самосвалов, заложить мощную основу нынешнего производства конкурентной большегрузной техники БелАЗ.
Сегодня Павел Лукьянович практически еженедельно бывает на родном предприятии. Он с уважением отзывается о генеральном директоре ОАО «БелАЗ» –
управляющей компании холдинга «БелАЗ-холдинг» Петре Пархомчике, 10 лет назад сменившем на этом посту Мариева.
– Каждый раз вижу перемены к лучшему, поэтому доволен работой завода и директора. Предприятие развивается. На нем создано мощное маркетинговое подразделение, укомплектованное грамотными специалистами, которого у нас ранее не было. Продолжается обновление техники. Когда я уходил, завод производил 320-тонные «БелАЗы», а теперь – 360–450-тонники. Растет не только их грузоподъемность, совершенствуется и конструкция всей линейки продукции. Это очень здорово! – искренне радуется за родной завод его бывший директор.
А еще Герой Беларуси счастлив тем, что Белорусский автозавод остается по сути и духу предприятием, сумевшим сохранить преемственность поколений. На заводе трудится ряд семейных династий. Сейчас на БелАЗ пришли работать внуки тех, с кем Павел Мариев начинал собирать первые «БелАЗы» в далеком уже теперь 1959 году. Это хорошо, когда любимое дело оказывается в достойных, надежных руках новых поколений.
...Сегодня Павел Лукьянович живет не только заводом и работой. Он любит возвращаться в свой дом, ухаживать за приусадебным участком и прекрасным яблоневым садом. Здесь он душой отдыхает вместе с супругой Зинаидой Тарасовной, ветераном
БелАЗа, отработавшей на предприятии почти 40 лет. К родителям из Минска часто приезжает дочь с внучками, старшая учится в Минском художественном училище им. Глебова, а младшая пошла в четвертый класс.