Признаться, тема балета интересовала меня как простого обывателя всегда. А фильм «Большой» режиссера Валерия Тодоровского помог глубже окунуться в мир этого красивого, но тяжелого искусства.
У фильма «Большой» длинная история создания. Одна подготовка сценария заняла несколько лет. Работа на площадке велась около 80 съемочных дней. Ленту снимали в Минске, Кировске и Москве, в том числе на исторической сцене Большого театра. Надо отметить еще несколько интересных фактов. На съемках было использовано более 500 костюмов, в фильме снялись свыше 70 профессиональных артистов балета, а также новые звезды, одну из ролей сыграл известный французский артист балета, хореограф Николя Ле Риш, постановкой танцев занимался хореограф Олег Глушков, работавший с Тодоровским в фильме «Стиляги» и сериале «Оттепель».
Итак, перейдем к сюжету. Юная девочка Юля Ольшанская приезжает в Москву из провинциального городка поступать в Академию хореографии. Тут надо оговориться: привозит ее в столицу бывший блестящий танцор, а ныне хореограф-алкоголик одного из клубов Потоцкий, которого замечательно сыграл Александр Домогаров. Девчушка проходит экзамен и попадает в класс к увядающей звезде, ранее приме Большого Галине Белецкой, в роли которой снялась великолепная Алиса Фрейндлих. Ее вообще можно назвать несомненным плюсом этого фильма. Алиса Бруновна просто неподражаема! Ее героиня видит несомненный талант Юли и всячески покровительствует ей, помогает. Хотя конфликты между ними случаются, и тому – немало причин.
В фильме показан тяжелый труд балерины, лишения, которые испытывают юные воспитанницы академии, а впоследствии – балерины Большого. В картине мы видим историю дружбы (или вражды, трудно разобрать) двух вечных соперниц: талантливой Юлии Ольшанской и чуть менее талантливой Карины Курниковой, девушки из обеспеченной семьи. Но хочу сказать, что непрофессиональная актриса, балерина Анна Исаева, сыгравшая Курникову, настолько грациозна и прекрасна, что смотреть на нее было одно удовольствие. Красивая, пластичная, идеально передающая свои эмоции лицом и движениями… Чувствовалось, что этот человек – профессионал и ей знакомы все этапы, которые необходимо пройти, чтобы стать великой балериной.
Мне понравилось, как показана жизнь театрального закулисья. Все по-настоящему. И пластика балерин, и стертые пуанты. Единственный недостаток, который я отметила лично для себя, – это хронология событий. Иногда не удавалась понять, какой отрезок времени из жизни героини мы видим на экране.
Фильм идет более двух часов, но этого не замечаешь. Финал ленты открытый – до конца непонятно, как все будет дальше, но в любом случае – шанс главной героини реализован.
Олег Рой, писатель: «Ничто не имеет значения – только Его Величество Балет. Любое препятствие на его пути должно быть беспощадно уничтожено – будь то собственные слабости или чьи-нибудь там чувства и желания».