Минчане, а точнее, жители Юго-Запада, любят гулять по тенистым аллеям парка отдыха имени Михаила Павлова. Этот чудесный, расположенный среди оврагов и холмов, с милой журчащей речушкой, уголок лежит в 500 метрах от станции метро «Малиновка». Его ландшафт дает возможность в мгновение ока окунуться в живую прохладу природы и забыть о городском шуме мегаполиса.
Эта особенность делает парк уникальным, отличает от других зеленых зон столицы.
Павлов был таким непохожим на своих предшественников! В частности, на энергичного и харизматичного Владимира Ермошина, ставшего премьер-министром накануне приезда Михаила Яковлевича в Минск. Вот что о новом хозяине кабинета городского головы рассказала Елена Авринская, ставшая в канун 2000 года пресс-секретарем председателя Мингорисполкома:
– Михаила Яковлевича приняли настороженно (оно и понятно: столицей поставили руководить не минчанина, а «человека со стороны» – Прим. авт.). А он и не набивался на дружбу, не панибратствовал, не просил. Был вежлив, спокоен, сдержан, словно обучался не в сельской школе на Могилевщине, а в закрытом английском колледже.
Город под его руководством стал развиваться стремительными темпами. С одной стороны, 2000-е оказались одними из самых тучных лет для белорусской и мировой экономик в целом. С другой – у городского руля оказался талантливый управленец, человек, знающий цену делу и слову, профессионал. Будучи чрезвычайно ответственным, Михаил Яковлевич требовал от подчиненных соответствовать должности, порученному делу, ожидал их полной самоотдачи. При этом ни для кого, ни под самый «революционный» проект не «выбивал» ни материальных, ни финансовых средств. Предлагал все получать в прописанном законом порядке. Отказывал мягко, спокойно, не повышая голоса.
Немного замкнутый и не очень улыбчивый, даже, на первый взгляд, суровый, но, как оказалось потом, очень интеллигентный и справедливый новый мэр Минска руководил городом почти 10 лет, во многом определив сегодняшнюю политику социально-экономического развития белорусской столицы и ее нынешний облик.
В кресле мэра столицы оказался человек не случайный. Михаил Павлов до переезда в Минск три года председательствовал в Барановичском горисполкоме. До этого десять лет (в том числе в самые трудные годы развала экономики) руководил заводом торгового машиностроения «Торгмаш».
Завод изготавливал не только торговое, но и сложнейшее оборудование для судостроительной отрасли. Ответственность поставщиков судостроения была высочайшей. Не зря подводные лодки и корабли СССР до сих пор являются лучшими мировыми образцами. Такое партнерство воспитало, закалило характер и трудового коллектива «Торгмаша», и его директора. В те годы на ОАО «Торгмаш» была создана оптимальная система организации труда и культуры производства, механизмы которой задействованы на предприятии и сегодня.
– Традиционно на заводе, еще с тех лет, когда им управлял Михаил Павлов, проходят «чистые четверги»: организация труда и культура производства и сегодня остаются важнейшими показателями работы каждого, – рассказал газете директор предприятия Александр Раткевич, который при Павлове пришел на завод молодым специалистом. – За каждым его подразделением закреплена и часть территории предприятия пропорционально численности. Есть результат – есть материальное поощрение. Надбавка к заработной плате может составлять от 10 до 30%.
Павлов был человеком образованным. Как многие деревенские (а родился Михаил Павлов на Шкловщине), студент с большим, чем городские, азартом «грыз гранит науки» в Могилевском машиностроительном институте. Новому мэру пригодились и знания, полученные в престижной Академии народного хозяйства при правительстве Российской Федерации, и армейская школа.
В приоритетах мэра были: строительство жилья, магазинов, рынков, школ, больниц, спортивных сооружений; обеспечение населения продуктами, транспортом, бытовыми и медицинскими услугами; своевременная выплата зарплат, пенсий, пособий; реконструкция предприятий, выполнение ими производственных заданий.
За годы управления Павловым в Минске появились знаковые сегодня объекты городской инфраструктуры. Это и Национальная библиотека, и заново отстроенная ратуша, и великолепный, в мраморе, сквер на улице Ленина, что рядом с ГУМом.
Кстати, о мраморе. Как рассказала пресс-секретарь Елена Авринская, присутствующий на открытии станции метро «Могилевская» российский журналист, автор ряда книг, в том числе знаменитой «Ветки сакуры», Всеволод Овчинников воскликнул:
– Вот вы, белорусы, такие бедные, а станцию облицовываете итальянским мрамором!
– Мы не такие богатые, чтобы строить дешевые станции, которые через несколько лет нужно было бы переделывать! – ответил ему стоявший рядом Михаил Павлов.
И что больше всего удивляло горожан – у горисполкома на все находились средства – на доплату учителям, молодым матерям, на украшение города.
Новый, современный облик обрела площадь Независимости. Несмотря на сопротивление любителей разросшихся декоративных кустов и прятавшихся в их зелени скамеек, Михаил Павлов добился реконструкции площади у Дома Правительства. Он по достоинству оценил и современный дизайн предложенного архитекторами проекта площади, и важность строительства там подземного ТЦ «Столица». Сегодня и площадь, и «Столица» – любимое место шопинга минчан и гостей столицы, особенно иностранцев.
На площадях и скверах города появились скульптурные композиции. Например, возле Комаровского рынка у мешка с семечками села добродушная торговка Комаровка. Площадь рядом с ней украсили великолепный фонтан перед входом на сезонный рынок, бронзовые скульптуры «Лошадь и воробей», «Дама с собачкой», «Фотограф». А у открытых рядов появилась крыша.
– Люди приезжают в Минск на рынок, и он должен выглядеть, как дворец. Если они там видят беспорядок, такое будет впечатление от города в целом, – говорил Михаил Яковлевич.
– По его воле стригли и пропалывали газоны. В шеренги выстраивали фонари. Под линейку высаживали цветы. Красили тысячи фасадов. Начали подсвечивать здания. При Павлове Минск стал не просто чистым и красивым. Он стал элегантным, – подчеркнула Елена Авринская. – Кстати, и праздник города начал проводиться по инициативе Михаила Яковлевича. Его стараниями Минску был возвращен старинный герб, утверждены флаг, гимн и устав столицы.
– При этом кандидат технических наук Михаил Павлов никогда не держался за свое руководящее кресло, – рассказала Елена Авринская. – Сварщик по профессии, в свое время проходивший практику в Институте электросварки им. Е. О. Патона, мэр столицы говорил: «Выгонят с работы – займусь сваркой. Без дела сидеть не буду».
Однако жизнь распорядилась иначе. После отставки сварщиком поработать не удалось. В апреле 2009 года 56-летний мэр Минска перенес операцию по удалению опухоли головного мозга, в сентябре 2009-го в связи с рецидивом – вторую. В июне 2010 Михаил Павлов умер. Он оставил после себя светлую память и преображенный, по-европейски ухоженный Минск – город, в котором удобно жить и куда интересно приезжать.