Он искренне надеется, что «камень веры, на котором строили жизнь наши предки, мы положим в основание всех наших попечений, молитв, размышлений об Отечестве и деяний во славу его». Заслуги митрополита Минского и Слуцкого Филарета перед страной огромны, а самого его смело можно назвать человеком-эпохой.
Именно он в начале 90-х восстанавливал Белорусскую православную церковь. Во многом благодаря ему в стране появились новые приходы и храмы, в том числе и Храм всех святых, который заложил патриарх всея Руси Алексий II. Митрополит Филарет возродил духовные училища в Минске и Витебске, Жировичскую духовную семинарию, создал Минскую духовную академию, а также участвовал в создании Института теологии БГУ. Благодаря его усилиям воссоздали Крест преподобной Евфросинии Полоцкой.
На окружающих он всегда производит впечатление удивительно тонкого человека, который сочетает в себе настоящий аристократизм, обширное светское и духовное образование. Благодаря владыке Филарету состоялось издание целого ряда трудов из области богословской мысли. В Белорусском экзархате вышли десятки книг самых просвещенных и замечательных богословов. Один факт, что там в свое время издавался Сергей Сергеевич Аверинцев, говорит о многом.
...Митрополит Филарет принадлежит к старинному купеческому роду Вахромеевых. Его прадед был городским головой в Ярославле. Кстати, родовое гнездо сохранилось до сих пор, на его месте теперь расположена детская больница. В 1913 году, в годовщину 300-летия дома Романовых, когда царская семья путешествовала по древним русским городам, императрица останавливалась у одних из Вахромеевых, коих в Ярославле было около трехсот человек. Тогда же им было пожаловано дворянство.
Митрополит Филарет (в миру Кирилл Варфоломеевич Вахромеев) родился 21 марта 1935 года в московской семье служащих. Его дед был потомственным дворянином, отец преподавал в Гнесинском музыкальном училище. Мать и старшая сестра также были учительницами музыки. «Музыка сопутствовала мне всю сознательную жизнь, – рассказывал он о своем детстве. – Атмосфера музыки окутывала меня с отроческих лет, если не с младенческих… В те времена классика была в почете – как в музыке, так и в литературе. Особо почеталась русская классика, она нас всех воспитывала».
Семья жила в районе Большой Ордынки в приходе церкви в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В Щетининском переулке была церковь великомученицы Екатерины, где венчались его родители, потом ее закрыли.
Одноклассники и учителя знали, что Кирилл Вахромеев носил крестик, знали и то, что он не вступал в комсомол, но никто никогда не сказал по этому поводу ни слова.
Сразу после школы Филарет поступил в Московскую духовную семинарию, потом в Духовную академию.
Монахом Филарет стал в 1957 году. «На втором курсе семинарии я решил принять монашество и перешел на послушание в монастырь. Я прошел почти все послушания от уборщика коридора и туалета, чистки картошки на кухне, а уже с третьего курса у меня были только богослужебные послушания», – вспоминал епископ впоследствии.
В разные годы он был ректором Московской духовной академии, патриаршим экзархом Западной Европы. С января по декабрь 1991 года митрополит Филарет – народный депутат СССР.
В октябре 1989 года в связи с образованием Белорусского экзархата Московского патриархата Филарет назначен митрополитом Минским и Гродненским, патриаршим экзархом всея Беларуси. 29 ноября 1989 года Священный синод благословил митрополита Филарета на согласие баллотироваться кандидатом в народные депутаты Верховного Совета Белорусской ССР, а 17 марта 1990 года митрополит был избран народным депутатом.
Его трудам на ниве православия поражаешься. Когда его назначили митрополитом Минским и Белорусским, это была, по сути, только одна епархия, а за два с лишним десятилетия он воссоздал десять исторических епархий, возродил саму епархиальную жизнь!
А как радовался он плодам этих трудов: «Взгляните, сколько молодых лиц в храмах, какая молодежь в церковных училищах и семинарии, в братствах и просто на церковных службах!.. Их образование сегодня намного выше, за десять лет выросла целая плеяда молодых, весьма молодых ученых-богословов, которые уже сами учат новое поколение студентов».
Среди его заслуг – организация перевода книг священного писания на современный белорусский язык, возрождение монашества, многократный рост количества приходов, организация издательской церкви в Беларуси и много-много другого. Впервые в истории церкви
12 июня 2003 года патриарший экзарх всея Беларуси Филарет и премьер-министр Республики Беларусь подписали Соглашение о сотрудничестве между государством и белорусской православной церковью.
25 декабря 2013 года Священный синод Русской православной церкви удовлетворил прошение митрополита Минского и Слуцкого Филарета патриаршего экзарха всея Беларуси «о почислении его на покой» в связи с достижением 75-летнего возраста.
Новый митрополит Минский и Слуцкий (ранее митрополит Рязанский и Михайловский – Прим. авт.) Павел в одном из первых интервью после своего назначения отметил: «Он очень уважаемый. Я под его руководством нес послушание в Иерусалиме, когда он был председателем отдела внешнецерковных связей. Я тогда с ним очень часто общался. Поэтому для меня это авторитетнейший человек, я его очень уважаю и люблю. Мне после него будет в Беларуси очень тяжело».
Когда журналисты спрашивали Филарета о влиянии на политическую ситуацию, он отвечал, что церкви не свойственны политические маневры, что она должна заниматься только своим благословенным делом.
Однако нельзя оспаривать очевидный факт: владыко для многих белорусов был и лидером православия, и фактором стабильности в непростые моменты жизни страны, особенно в момент непосредственного распада СССР и последующей истории. Он очень многое сделал для того, чтобы остудить политические страсти.
Его мудрое слово и сегодня звучит актуально: «Хотя угроза глобального военного столкновения уменьшилась, в мире вспыхнуло множество локальных конфликтов. Остро встала проблема терроризма, когда десятки и сотни ни в чем не повинных людей гибнут из-за чьих-то политических амбиций и притязаний. Человеческий род нуждается в примиряющем слове церкви. И именно христиане всех конфессий должны стать подлинными миротворцами, для которых Евангелие – благовестие о Христе, – одновременно является благовестием о мире»…
Филарет не раз подчеркивал, что можно всегда оставаться самим собой. И это – его жизненный девиз. «Нечего все списывать на обстоятельства».