Михаил Савицкий: Эпоха в национальном искусстве
В 2017 году исполнилось бы 95 лет со дня рождения Героя Беларуси, народного художника БССР и СССР, почетного гражданина города Минска Михаила Савицкого, чье имя ознаменовало целую эпоху в национальном искусстве. О творчестве и наследии художника мы поговорили со старшим научным сотрудником Художественной галереи Михаила Савицкого искусствоведом и художником Кириллом Мельником.
Галерея
Встреча с нашим собеседником проходила в стенах «детища» Михаила Савицкого – его художественной галерее. Интересно, что место для ее размещения мастер еще при жизни выбрал сам. С его же согласия здание реконструировалось и достраивалось как музейный объект двойного назначения, совмещающий собственно художественную галерею и экспозицию, связанную с его историей. Разместилась она в Минске на площади Свободы, 15, в здании, возведенном в XVIII веке.
Галерея распахнула свои двери 7 сентября 2012 года. В ее открытии принял участие Президент Беларуси. На память о посещении художественной галереи глава государства оставил запись в Книге почетных гостей. «С чувством особого волнения я посетил галерею Михаила Андреевича Савицкого – человека, которого хорошо знал и глубоко уважал, художника, чье творчество стало новым словом в искусстве и обрело мировое признание, – отметил Александр Лукашенко. – Пусть же галерея произведений этого выдающегося сына родной земли, которая открылась сегодня в Минске, послужит духовному обогащению людей, наполняя сердца гордостью за наш талантливый народ, подаривший человечеству такого Мастера».
Становление
Художник родился 18 февраля 1922 года в деревне Звенячи Толочинского района на Витебщине. Двадцатилетним юношей воевал в рядах Красной армии. Попал в плен и оказался в концлагерях Дюссельдорфа, Бухенвальда, Дахау. Чудом остался в живых.
После войны окончил Минское художественное училище (ныне Минское государственное художественное училище им. А. К. Глебова) и Московский художественный институт им. Сурикова. Жил и работал в Минске. С 1980 года – руководитель Творческой мастерской живописи Академии художеств СССР в Минске (с 1991 года – Творческая академическая мастерская Министерства культуры Республики Беларусь).
Наследие
Михаил Савицкий прославился своими работами на военную тематику в области станковой и монументальной живописи.
– В 60–е годы он выходит на партизанскую тематику, которая принесла ему известность. Это целая серия картин. Например, знаменитые работы «Витебские ворота», «Беженцы», «Дети войны», «Мать партизана». В то же время он пишет картины на различные сюжеты из мирной жизни. В 70–е годы появляется типичная соцреалистическая тематика. Советская и идеологическая, можно сказать: картины «Комсомольцы», «Лениниана», «Большевик». Пик творчества Савицкого выпадал на 70–е годы. Картины он тогда писал буквально одну за другой. Тогда же художник создал свою знаменитую серию «Цифры на сердце», – рассказал Кирилл Мельник.
Жуткую правду о прошлом во имя будущего несут 16 полотен «Цифры на сердце» (1974–1980), посвященные ужасам концлагерей. Эта серия картин – явление, которое не имеет аналогов в искусстве по сложности и масштабности решения данной темы.
В 1971 году мастером создана темперная роспись для Музея Великой Отечественной войны в Минске.
– В сложной композиции произведения экспрессия красного, черного и охры несет идейно–символическую нагрузку. Нельзя не упомянуть и о знаменитом триптихе «Агрессия», проникнутом антифашистским пафосом и публицистичностью. Эти три работы достаточно большого формата: 140 на 115 сантиметров. Левая часть начинается с фашистской агрессии, эсесовцев, где Савицкий использует знаменитую фотографию под названием «Мальчик из варшавского гетто». Следующая часть триптиха – это Вьетнамская война 1964–1975 годов. Здесь использована знаменитая фотография вьетнамской девочки, бегущей по дороге и кричащей о помощи. Третья часть не подписана. Но мы вычислили, что это ливано–израильский конфликт 1982 года. Также в триптихе есть очень любопытный прием. У силовиков, которые олицетворяют агрессию, нет лиц. Это как бы безликая сила, которая исполняет приказы, – отметил старший научный сотрудник.
Михаил Савицкий известен и благодаря портретам: «Женский портрет» (1966), «Янка Купала» (1979), «Пушкин и Гончарова» (1986). «Достоевский» (1988) и другим.
– В 1999 году Савицкий начинает серию из 10 портретов президентов Национальной академии наук Беларуси. Сейчас она постоянно экспонируется в актовом зале академии наук. Серия очень интересная, чувствуется, что Михаил Андреевич, будучи академиком, не просто выполнял заказ, а изучал этих людей. Если посмотрите все портреты, то поймете, что они не повторяются: все люди изображены, конечно, в пиджаках и галстуках, на темном фоне, но каждая картина имеет индивидуальное композиционное решение. Я смотрю на картины и ощущаю персоны. С точки зрения стилистики работы очень интересные. Над портретами художник продолжал работать до 2009 года. К сожалению, одну из последних картин, портрет Михаила Мясниковича, он не успел закончить. Интересно, что Савицкий не работал с натуры, а только по фотографиям, – подчеркнул Кирилл Мельник, говоря об этой серии.
Художник XX века
Произведения выдающегося художника находятся в Национальном художественном музее Республики Беларусь, фондах Белорусского союза художников и Министерства культуры России, выставочном объединении «Центральный дом художника», Государственной Третьяковской галерее в Москве. О мастере создан документальный фильм по сценарию Геннадия Буравкина «Опаленная память», а также документальный фильм АТН Белтелерадиокомпании «Михаил Савицкий. Тайны биографии». В 2013 году состоялась презентация книги «Михаил Савицкий» из серии «Славутыя мастакі з Беларусі».
Кажется, что так много уже известно о нашем герое, что добавить просто нечего. Но, по словам Кирилла Мельника, творческое наследие Михаила Андреевича изучается по сей день: «Наследие художника очень большое, более 250 картин. Около 50 или даже более работ находятся в частных коллекциях. Есть картины, которые неизвестны широкому зрителю. Все они еще требуют своего изучения. Исследователи характеризуют Савицкого как крупнейшего художника XX века. И это объективно. Михаил Савицкий – великий художник своего времени, проведший с кистью всю жизнь».