Это был мой первый опыт похода на выставку фотографий. Казалось бы, посмотреть «картинки» можно и в интернете. Ну да, почитали с подружкой анонс: «Результаты конкурса World Press Photo 2017, в котором участвовали несколько тысяч профессиональных фотографов, чьи работы связаны с фотожурналистикой, из нескольких сотен стран. Признание получили 45 фотографов в 8 категориях; главная победа досталась турецкому фотографу Бурхану Озбиличи, который снял убийство российского посла Андрея Карлова». Ну что ж, должно быть интересно! Итак, подруга берет с собой мужа и ребенка, едем по адресу Октябрьская, 16. Заходим под приветливое «Добрый день!» девушки-администратора, сталкиваемся с парой, которая слишком уж удрученно и одновременно невероятно подавленно говорит этой же девушке «Спасибо большое, до свидания». Не думаю, что выставка не понравилась: ведь только на секунду взглянув на лица ребят, я увидела в их глазах настоящий шок... Осознание этого момента пришло ко мне несколько позже.
Первое, что нам сказали: «Ребенка вам лучше оставить со мной, мы что-нибудь порисуем, а с вас по 5 рублей, если вы не студенты». Что ж, мы все еще не знаем, куда попали.
...Столько фотографий, разбегаются глаза, не понимаешь, на что смотреть и куда идти в первую очередь! Быстро сориентировались, где какие номинации, вдалеке замечая жестокие фотографии взрывов, решили начать с простого. Но то, что с первого взгляда казалось простым, на деле всякий раз оказывалось жестокой историей. Будь то категория «Природа», в которой рассказывается про убийства браконьерами редких черных носорогов, потому что их рога стоят дороже золота; «Горячие новости», где показаны фотографии с завалами в сирийском Алеппо, в котором уже 5 лет ведутся непрерывные боевые действия; «Проблемы современности» и распространившийся в Бразилии в 2015 году вирус Зика, инфекция, вызывающая микроцефалию головного мозга у младенцев; «Повседневная жизнь» и фотография, которая вдруг напомнила о молчаливых жертвах забытой войны в Афганистане: молодая женщина держит на руках двухлетнего племянника, пострадавшего от взрыва в Кабуле. Также были представлены не менее невероятные и захватывающие, волнующие и тревожные фотографии в категориях «Общие новости», «Долгосрочные проекты», «Люди», «Спорт».
Не будем раскрывать все карты, но на выходе из галереи мои руки предательски тряслись, а красные глаза выдавали только что бежавшие ручьем слезы. В какой-то момент вдруг возникло понимание того, как мало все-таки мы знаем об этом мире, а вместе с пониманием захотелось выразить огромную благодарность людям, в частности фотографам, которые могут показать и передать ту боль, о которой, возможно, мы даже не догадывались.
Представленный рядом с изображениями текст порой мне даже был не нужен. То, что я увидела, тронуло до глубины души, я смотрела на фотографию – и она будто оживала.
Гален Роуэлл, американский фотограф и альпинист: «Я начал понимать, что камера видит мир иначе, чем человеческий глаз и что иногда эти различия могут сделать фотографию более мощной, чем то, что вы действительно наблюдаете».
Елена Гайдук