Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Совместный проект
>>>
На заметку потребителю
>>>
Специальный проект
>>>



Минску — 950 лет

№22 от 31 мая 2017 года

Ростислав Янковский: Вся жизнь – театр
Ростислав Янковский: Вся жизнь – театр

Человек жив до тех пор, пока о нем помнят. Советского и белорусского актера театра и кино народного артиста СССР Ростислава Ивановича Янковского будут вспоминать еще долго – не стереть из памяти те образы, которые он создал в кино и на сцене театра, помнят своего учителя и благодарные ученики.

Будущий актер театра и кино родился в Одессе 5 февраля 1930 года. Детство Ростислава Янковского прошло в городе Рыбинске. Учебные дисциплины не вызывали у него восторга, в отличие от школьного драматического кружка, в котором он почти всегда исполнял главные роли.

Окончив школу, юноша устроился на работу в Ленинабад диспетчером автобазы. В то время он занимался боксом и на одном из соревнований  познакомился с рекордсменкой Таджикистана по легкой атлетике Ниной Чеишвили, которая через три с половиной года стала его женой.

Ростислав дебютировал на сцене Ленинабадского дворца культуры 29 апреля 1951 года. Именно тогда его и заметил руководитель местного театра Дмитрий Михайлович Лиховецкий и сразу же предложил работу в своем театре.

В 1957 году семья переезжает в Минск, где наш герой продолжает свою профессиональную деятельность в Национальном академическом драматическом театре имени М. Горького. Известно, что он сыграл более 160 ведущих ролей.

Через год после переезда в Минск у Янковского начинается и карьера в кино. Дебютировал он на киностудии «Беларусьфильм» в картине «Красные листья» режиссера Владимира Корш-Саблина. Пика мастерства киноактера он достиг, сыграв роль полковника Васильчикова в фильме «Служили два товарища» режиссера Е. Карелова. Одна из последних его ролей – хуторянин-поляк Войцех Бельски в картине «В июне 41-го». Из жизни актер ушел 26 июня 2016 года.

Какие воспоминания остались у актеров Национального академического драматического театра имени М.Горького о великом мастере сцены? Какие уроки они запомнили на долгие годы? Об этом мы расспросили молодых коллег артиста.

– Ростислав Иванович живет в нашей памяти, – сказала актриса Национального академического драматического театра имени
М. Горького Елена Дубровская. – До сих пор его гримерка пустует. Я не в одном интервью говорила, что Янковский жил театром, он всегда интересовался, чем дышит молодежь, переживал за каждого из нас. И порой спрашивал не только о том, как дела в творческой жизни, но и в личном плане. Это был человек, который болел душой за всех. Если вспоминать о нем как об актере, то на первые репетиции новой пьесы он всегда приходил с уже выученным текстом. Знаете, обычно актер роль учит в течение репетиционного процесса, а Янковский уже все знал на первой репетиции. Представьте, насколько он готовился к своей новой роли и персонажу! Естественно, это восхищало. Еще вспоминаю один случай, когда я снималась в сериале «Институт благородных девиц» и совершенно случайно встретила Ростислава Ивановича. А он мне сразу задает вопросы: «Ну как ты там? Уже все? Замуж вышла? Родила уже? Да?» Я сразу и не поняла, о чем меня спрашивают. Оказывается, что он смотрел этот сериал, а в нем, действительно, моя героиня вышла замуж и ждала ребенк
а. Я поняла, что он интересовался нами, молодыми актерами, следил за творческими успехами. Это дорогого стоит. Нельзя забыть и то, что Янковский всегда помогал советом, поддерживал в любой ситуации, мог пошутить и, знаете, был на одной волне с молодежью театра. Он был прост в общении и располагал к себе... Думаю, что все его знакомые будут говорить о нем только самое хорошее, потому что он был личностью в театре и стал большой частью его истории. Он был героем: видным, статусным, занимался очень много общественной деятельностью. Очень любил наш театр и верил в него.

Светлые воспоминания о блестящем артисте остались и у актера Национального академического драматического театра имени М. Горького Олега Коца:

– Я в театр попал, еще когда учился на втором курсе Белорусской государственной академии искусств – в возрасте 18 лет. Дело в том, что Русский театр всегда отличался требовательностью к мелочам, а Ростислав Иванович был в художественном совете театра. Первое мое знакомство с ним произошло во время работы на малой сцене над спектаклем «Сон на кургане». Народный артист дал нам тогда почти четырехчасовой мастер-класс. Особенность его была в том, что он не говорил, как играть, а рассказывал о самом важном для нас на тот момент: об этике театра, о том, как артист должен жить, как он должен думать, читать книги, учиться, готовиться, выглядеть... Ведь надо соответствовать статусу актера Национального театра. И это для меня было очень важным уроком. В тот момент я понял: мне бы хотелось, чтобы именно такие профессионалы окружали меня. Янковский относился к нам, молодым артистам, как к коллегам, не позволял себе вмешиваться в чужие роли, зато был требователен на сцене к репликам, к знанию текста. Ты еще весь текст сверяешь по бумажке, а он говорит: «Нет, не надо читать! Ты мне говори!» Так и заставлял отрываться от листа и обращаться к нему.

По словам Олега Коца, Ростислав Иванович всегда устраивал на свой день рождения праздник. Можно сказать, что день 5 февраля  был днем рождения всего театра. Влиял наш герой и на репертуарную политику, следил, чтобы в театре ставились новые пьесы. После отпуска, который он проводил с семьей в Москве, приходил в театр и говорил, что в московском театре поставили тот или иной спектакль, значит, он и у нас должен быть! «Он очень волновался о том, какие люди останутся после него в театре, – вспоминает Олег, – и об этом много раз говорил. – Знаете, в актерской среде Янковский был лидером. И неизвестно, появится ли такая личность, которая хотя бы на десятую долю приблизится к нему».

Актер Национального академического драматического театра имени М. Горького Владимир Глотов пришел в труппу совсем «зеленым». И сразу же познакомился с мастером сцены, который назначил встречу юным артистам. «Как старожил театра, он должен был наставить на правильный путь нас, молодых артистов. Помню, он тогда сказал, что нужно обязательно доверять режиссеру и друг другу. Именно тогда мы будем добрее, а актерская команда от этого станет сильнее. Это был самый верный совет, которому мы до сих пор следуем. И действительно, тот костяк молодых артистов, которые пришли в театр 15 лет назад,  сохранился. Я могу с уверенностью сказать, что только благодаря таким мастерам мы держим и будем стараться держать ту высокую планку, которую нам задали. Он был нашим настоящим театральным дедушкой. Таким, с которым всегда можно было всем поделиться и попросить совета. Мы были единым целым. Единым коллективом. Надеюсь, что все так и сохраним».



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора

Игорь Михайлович отмечает, что не имеет ничего против того, чтобы его песни считали народными, но ему все же хотелось бы, чтобы люди знали авторов слов и музыки тех или иных произведений.

Когда меня представляют, всегда прошу, чтобы обязательно называли почетным гражданином Минска. И стараюсь – как гражданин – соответствовать этому высокому званию».

Генеральный план развития и реконструкции г. Минска и ПДП центра (1982 г.); Дом приемов СМ БССР на Минском водохранилище (1972 г.); Дом литератора (1976 г.); Крытый каток (1976 г.); жилой район Зеленый Луг (1976 г. ); комплекс Института культуры и Института повышения квалификации (ныне Академия Управления при Президенте Республики Беларусь, 1977 г.); международный аэропорт «Минск-2» (1980 г.); комплекс Управления метрополитеном (1984 г.); культурно-деловой центр Москвы в г. Минске (2009 г.) и многие другие.

За строительство Минского метрополитена Виктор Мицкевич удостоен звания лауреата Государственной премии СССР.