Полным ходом в стране идет регистрация абитуриентов на централизованное тестирование. С 12 июня по 2 июля пройдет само ЦТ, определены также и резервные дни для написания тестов. Незадолго до старта централизованного тестирования корреспонденты БЕЛТА побывали в Республиканском институте контроля знаний и готовы рассказать об особенностях ЦТ этого года.
Колыбелью ЦТ является небольшое практически автономное здание в центре Минска. В кабинете директора Республиканского института контроля знаний Николая Феськова установлены несколько экранов, на которые выводится вся актуальная информация по регистрации на ЦТ в режиме онлайн. Здесь текущее количество зарегистрировавшихся абитуриентов, общее количество человеко-тестов, разбивка этих цифр по предметам.
На соседнем экране – изображение с камер видеонаблюдения отдельных пунктов регистрации (университетов) и из кабинетов сотрудников учреждения, работающих с тестовыми заданиями, изображение из аудиторий института, где проходит репетиционное и компьютерное тестирование. «Обеспечение информационной безопасности – один из главных наших приоритетов в работе. Видеонаблюдение обеспечивает один из уровней защиты информации, – рассказывает Николай Феськов, наблюдая за десятком картинок на мониторе. – У наших методистов рабочие компьютеры не имеют выхода в интернет, не подключены к локальной сети. Все они работают автономно. Помимо этого во время работы с тестовыми заданиями специалисты и эксперты выключают мобильные телефоны, закрывают кабинеты, оставаясь один на один с материалами под камерами наблюдения».
Экскурсию по зданию с остановками в ключевых кабинетах для нас провела первый заместитель директора Наталья Вайтехович. Чтобы описать весь процесс создания тестовых заданий от авторской мысли до экзаменационного стола абитуриента, понадобилось не менее двух часов, в реальной жизни этот процесс занимает в среднем полтора-два года. За это время авторские коллективы, в которые входят лучшие учителя-практики, составители учебников, предоставляют подготовленные ими тестовые задания специалистам РИКЗ по предметам. После этого начинает работу экспертная группа. В нее входят специалисты, в совершенстве владеющие учебными программами, хорошо знающие предметную область. Эксперты оценивают задания по 30 направлениям экспертизы. Они проверяют задания на соответствие программе, смотрят, как излагается тот или иной материал в учебных пособиях, на каком уровне он изучается в школе. По словам первого замдиректора, если тема дается в школе лишь на уровне обзорного ознакомления, то и задание по нему не включается в тесты. Эксперты призваны все эти вопросы отследить, выявить, в случае необходимости отправить такое задание на доработку.
Следующим этапом после экспертной оценки идет апробация заданий. Как правило, проходит она на репетиционных тестированиях. «Мы смотрим, какой процент детей выполнили то или иное задание, как они выбрали варианты ответов. Если группа тестируемых выбрала все варианты ответов, это говорит о том, что наши дистракторы (собственно, варианты ответов) правдоподобные. А если мы видим, что 90% детей выбрали верный ответ, а четвертый дистрактор не выбрал никто – значит, с ним надо поработать, потому что он неправдоподобный», – пояснила Наталья Вайтехович.
Добавление в существующий попредметный банк новых заданий происходит ежегодно. Процент обновлений по каждому предмету свой. Все зависит от количества уже имеющихся в нем заданий, у самых популярных предметов он ниже. А вот самый маленький на сегодняшний день банк тестовых заданий наблюдается по китайскому языку. ЦТ по нему проводится в республике только третий год.
Светлана ПЕКАРЬ.
Фото Рамиля НАСИБУЛИНА