Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
На заметку потребителю
>>>
Люди в белых халатах
>>>
Совместный проект
>>>



Экономика

№17 от 26 апреля 2017 года

Покупатель уходит в online
Покупатель уходит в online

Интернет-торговля в Беларуси становится все более популярной. В 2016 году объем нашего рынка электронной коммерции превысил $360 млн. Почти каждый десятый интернет-пользователь делает покупки в интернете. Пока это всего 2% от розничного товарооборота в стране, а в Минске благодаря сервису «Е-доставка» – все 5%. В то время как в Европе и США – 10-17%.

Магазины виртуальные, товары реальные

В числе самых известных отечественных интернет-магазинов, имя которых на слуху любителей покупать online, – Deal.by, 21vek.by, Lamoda.by, WildBerries.by, shop.by, 1k.by, migom.by.

Кстати, сегодня интернет-торговля –  не только возможность купить товары, это и новые рабочие места. Многие наши соотечественники нашли себе реальную работу в виртуальной торговле. Как сообщили газете «7 дней» руководители крупных интернет-магазинов Сергей Вайнилович и Катерина Микула, в их компаниях работает более 250 и 100 человек соответственно.

Успех этих и ряда других интернет-продавцов свидетельствует, что электронная белорусская, то есть действующая в зоне by и бел, коммерция не бедствует. Косвенно этот факт подтверждает и проведение не так давно конференции по электронной торговле «E-commerce Day» в одном из самых фешенебельных отелей белорусской столицы – «Ренессанс Минск».

Однако владельцы виртуальных магазинов и торговых площадок, так называемых маркетплейсов, действующих в Беларуси, хотели бы большего. И много работают над тем, чтобы нарастить продажи. Например, Сергей Вайнилович сообщил о том, что ежегодный рост посещений только его виртуального магазина, 80% продаж которого – крупная бытовая техника, составляет порядка 60%.

Интернет-коммерсанты, добившиеся высокой степени доверия покупателей, такие как Сергей, свято верят в перспективы электронной торговли. И уже не мечтают об открытии, в том числе и параллельно, реальных offline-магазинов. Для них они – вчерашний день. Там больше издержки, ниже уровень контроля и меньше инструментов продвижения, считают удачливые интернет-продавцы.

Все хотят проще. И дешевле

В числе недостатков, мешающих развитию online-продаж, владельцы виртуальных магазинов называют невозможность долгосрочного прогнозирования из-за постоянной коррекции государством правил их работы в интернет-пространстве. В частности, их беспокоит возможность корректировки Закона «О защите прав потребителей» в части увеличения срока возврата товаров «без объективных причин».
 Что до нас, покупателей, то возможность оценить в деле, дома, к примеру, плюсы и минусы приобретенной через интернет техники – это благо. Мало ли как она работала в виртуозных, грамотных руках подготовленного курьера, доставившего тот же пылесос. Нужно, чтобы он не только убедительно гудел и удивлял разными функциями, но и чисто убирал под бдительным взором хозяйки ее дом.

А еще е-коммерсанты хотели бы меньше времени и средств тратить на сертификацию импорта. Они предпочитают инвестировать в автоматизацию процессов электронной торговли, выстраивания партнерских отношений на рынке и прочее. Для упрощения собственной жизни и большей прибыльности наши интернет-магазины хотели бы использовать европейские сертификаты на импортные, в том числе китайские товары, поступающие в Беларусь малыми партиями. Эти и другие вопросы е-коммерсанты намерены лоббировать через ассоциацию интернет-продавцов, организацию которой они инициировали год назад. Но пока так и не создали.

Подвинься, Алибаба!

Нужно сказать, что параллельно с интернет-магазинами товары можно купить online и на площадках маркетплейсов. Для покупателя механизм приобретения здесь товаров мало чем отличается от собственно online-магазинов. Маркетплейс – открытая система, в которой продавцы могут продавать свои товары большому числу покупателей, а покупатели – легко и быстро находить нужные товары по выгодной цене.

Крупнейшие из маркетплейсов в мире – китайские платформы Alibaba.com и AliExpress.com. Благодаря им продавцы из Китая получили возможность продавать свои товары по всему миру, коммерсанты, ищущие поставщиков из Китая, – находить партнеров, а покупатели – без посредников покупать товары из Поднебесной. До появления этого сервиса коммерсантам приходилось самостоятельно искать в интернете поставщиков и производителей китайских товаров. В Беларуси на долю китайского рынка, по-нашему мнению, вполне могут претендовать, как минимум, несколько организаторов конференции по электронной коммерции. Кстати, в Беларуси на маркетплейсах реализуется почти треть всех товаров, продаваемых online.

Сегодня число продавцов на маркетплейсах оптимизируется. Причина – введение государством запрета на применение интернет-магазинами упрощенной системы налогообложения.

– В первые три месяца действия новых правил в целом замедлилась динамика интернет-продаж, – констатировал руководитель одного из маркетплейсов Максим Маринич, – 20% интернет-магазинов нашей площадки прекратили работу. Еще 30% отключили свои виртуальные корзины для товаров и стали просто выставлять товары в интернете, при этом торгуя offline (то есть стали открывать реальные магазины. – Ред.).

Что тут скажешь? Чтобы обелить рынок интернет-коммерции, порой требуются радикальные меры. На наш взгляд, серьезных владельцев виртуальных магазинов и продуктовых корзин для покупателей ужесточение правил работы в е-коммерции не отпугнет. Они вернутся, повысив свои компетенции.

Последняя миля

Белорусские интернет-магазины рассчитывают на появление в Беларуси фирм по доставке их продукции покупателям.

– Последняя миля до конечного потребителя является одним из драйверов развития электронной коммерции, – уверена руководитель маркетплейса Катерина Микула.
 Пока логистика доставки товаров не будет отработана как часы, у белорусов, не знающих, куда вложить свой бизнес-талант и капиталы, есть возможность создать мобильные службы доставки, провести их автоматизацию, которая позволит грамотно оптимизировать логистику маршрутов курьеров. Кстати, некоторые новички уже стали осваивать рынок доставки. В числе наиболее успешных – компания «Наша почта».

Пойдет дело – у тех, кто ищет работу, также появится еще одна возможность испытать себя в интересном, мобильном, связанном с передвижениями, презентацией товара деле. С одной стороны, свой кусок хлеба с маслом, с другой – хорошая школа навыков коммуникаций, которые пригодятся в дальнейшей карьере и жизни.



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора

Многие предпочитают брать не кредит на крупные покупки, а пользоваться картами рассрочки. Рассказываем, почему вы платите за них банку мизер, и что будет, если вовремя не погасить долг.

Эксперт отвечает на три простых вопроса о банковских вкладах. Узнайте, как правильно выбрать депозит, чтобы максимально на нем заработать.

Нацбанк утвердил инструкцию о порядке валютно-обменных операций для физлиц и юрлиц на внутреннем валютном рынке. Что это изменит для каждого из нас?


Эксперт дает прогноз о том, что будет происходить с ключевыми валютами в июне.