Духовые оркестры как явление нынче редкость, в основном это «вотчина» военных. Подобных любительских коллективов и того меньше. Но чтобы музыкантами при этом были исключительно представительницы прекрасного пола — наверное, уж таких оркестров и вовсе единицы в мировых масштабах. А если вдобавок ко всему участницы коллектива все как одна трудятся в городском универмаге — вообще что-то из разряда невероятного!
Знакомьтесь: вас приветствует единственный в Беларуси женский духовой оркестр «Лира». Репетируют в нем исключительно сотрудницы — настоящие и бывшие — могилевского универмага «Центральный». Кстати, в прошлом году, как раз на 8 Марта, оркестр отметил свой 40-летний юбилей.
…В семидесятых годах руководство торгового предприятия вместе с профкомом активно поддерживали развитие любой самодеятельности: в «Центральном» и пели, и танцевали, но не подвластным времени, как ни удивительно, оказался именно коллектив духовой музыки. Поистине оркестр сильного духа!
Его родоначальник — Геннадий Сахрай, талантливейший преподаватель музыкальной школы, сам отбирал будущих оркестранток и придумывал репертуар. Универмаг заботливо закупил духовые инструменты, выделил помещение… И совсем неважно, что практически все работницы имели к музыке самое отдаленное отношение. Нотной грамоте обучались буквально на ходу, и от желающих попробовать себя в качестве музыканта отбоя не было. С легкостью «Лира» набрала 30 счастливиц, прилежно посещавших репетиции. Продавцы и кассиры «Центрального» запоминали непривычные названия своих будущих «питомцев» — туба бас, альт, тенор — и уже через несколько месяцев лихо наигрывали марши, вальсы, фокстроты. И, между прочим, багаж за сорок лет собрали немалый — около 40 композиций!
— Я в оркестре с самого начала, — улыбается Татьяна Василькова, староста «Лиры», продавец комплекса «Мужская и женская одежда». — Помню, как нас набирали, и как это было удивительно — ни разу не брать трубу в руки до этого и тут вдруг что-то сыграть. К репетициям относились очень ответственно. Геннадий Матвеевич ходил к директору универмага и просил, чтобы начальницы секций непременно отпускали работниц. И мы были как штык!..
Время шло, менялся состав, приходили новые руководители оркестра, привносили свое видение коллектива. Но одно оставалось неизменным: желание играть духовую музыку. Красивую. Настоящую. Страстно. От всей души.
— В универмаг я пришла в 1976 году, через 4 года попала в оркестр, — вспоминает Ирина Никитенко, пенсионерка. — Я отработала здесь 38 лет, но на репетиции до сих пор хожу с непередаваемым удовольствием. За эти годы он стал моим вторым домом.
…Когда в «Центральном» совсем недавно сменилось руководство, многие не знали, как отнесется новый молодой директор Вардгес Амбарцумян к такому не самому популярному явлению, как женский духовой оркестр. Может, закроет. Мало ли. Однако тревоги оказались напрасными: репетициям оркестра по-прежнему «горел зеленый свет» в родных универмаговских стенах. И, более того, оказывалась всяческая поддержка. Только приходите и играйте.
Сейчас репетиции проходят по вторникам и четвергам с 12 до 14 дня. В «Лире» 13 женщин от 30 до 60 лет. Все попали в коллектив по-разному. Кого-то привело любопытство, как, например, Марину Михеенко, начальника комплекса «Мужская и женская одежда», которая поначалу была капитаном волейбольной команды универмага и ее интересовал скорее спорт. В оркестре ей доверили маракасы, потом торжественно вручили тарелки.
Кто-то уже раньше погружался в мир музыки. Например, Елена Волкович — заместитель начальника комплекса «Мужская и женская одежда» — окончила музыкальную школу по классу баяна, грамоту нотную знала, в оркестре стала играть с удовольствием, потом ушла в декретный отпуск, снова вернулась и на работу, и в «Лиру», потому что тянуло неимоверно. К слову, Елена, улыбаясь, доверительно сообщила, что любимая мелодия у нее — специально написанный одним из бывших руководителей оркестра Василием Поращенко гимн универмага «Центральный». Да-да, есть и такой, оказывается, в репертуаре необычного духового оркестра!
А Татьяна Клиш — ведущий товаровед — через два года отметит свой юбилей — 20 лет в оркестре. Сначала она играла на трубе, потом ей достался кларнет, а позже для молодой женщины даже приглашали преподавателя, чтобы обучать игре на саксофоне. И она уже два раза публично выступала с соло — играла знаменитые Fellings Морриса Альберта.
Кстати, о выступлениях. В кабинете председателя профкома «Центрального» Елены Пусковой хранится целая россыпь наград, дипломов и уникальных архивных фото. За свою долгую историю «Лира» собрала множество подтверждений таланта своих участниц. На смотры и конкурсы выезжали и за пределы страны. Самое забавное, что очень часто зрители попросту не верили, что вот эти женщины, работники торговли, стоящие на сцене, по-настоящему играют на настоящих духовых инструментах настоящую музыку. Недоверчиво хмыкали, мол, «под фонограмму лабают?!» И я могу их понять…
Сама Елена Пускова тоже поначалу два года играла в оркестре. Но являясь руководителем секции универмага, в которой уже два продавца ходили на репетиции, была вынуждена отказаться от любимого хобби. Она уступила место коллегам. Да еще и двое маленьких детей отнимали много времени. Но до сих пор она помнит свой альт второй и всегда, когда слышит выступления духовых оркестров, пытается распознать звуки родного инструмента.
В октябре прошлого года у «Лиры» появился новый руководитель — Денис Аюпов. Молодой могилевчанин закончил Белорусскую государственную академию музыки, работал в оркестре у Финберга, но решил, что свое призвание найдет в родных краях. И в один прекрасный день был представлен «Лире»: обе стороны волновались, найдут ли общий язык. Нашли! Да еще как.
— Вот вы спрашиваете, какая у меня любимая мелодия из тех, что мы играем. Все! Все любимые, — признается Денис. — Когда я слышу, с каким воодушевлением, азартом, трепетом они играют, мне самому не руководить даже — петь хочется!
Денис, памятуя поговорку, что ломать — не строить, тем не менее к базовому репертуару решил добавить изюминку для духового оркестра. Например, джаз. А еще в непременных планах — душевные хиты вечно молодых «Битлз» и «АББА». Представляете?