Минувший год принес Жанне Котляровой, обозревателю отдела политической и социальной информации главной редакции информации БЕЛТА, сразу две большие победы на профессиональном поприще.
Буквально на днях ее поздравляли с победой в республиканском конкурсе «Человек Года культуры» в номинации «Освещение вопросов культуры в средствах массовой информации». Чуть раньше, в мае минувшего года, она стала лауреатом XІI Национального конкурса печатных средств массовой информации «Золотая Литера»... Перед журналистами, которые пишут на эту тематику, стоит задача, как бы банально это ни звучало, посеять «разумное, доброе, вечное», чтобы оно затем «проросло» в репортажах, эссе, интервью, обзорах и очерках. Глубокомысленные тексты, свой, интеллигентный, стиль изложения, умные вопросы — материалы Жанны Котляровой способствуют тому, что культурная картина мира в глазах посетителей сайта БЕЛТА приобретет свои истинные оттенки.
— Говорят, что на звание «Человек Года культуры» претендовало немало признанных авторитетов?
— Интерес к нашей номинации был большой, конкурировало 32 заявки, в том числе из регионов страны, а вот конкретные имена из этого списка не знаю. Достойных авторов, пишущих на культурную тематику, немало. Известный тележурналист Александр Матяс, который очень талантлив и которого я очень уважаю, Валентин Пепеляев и Ирина Завадская из холдинга «Советская Белоруссия», коллеги из «Культуры» и «ЛiМа». Боюсь кого-то обидеть, не назвав. Я с удовольствием читаю их публикации, многое беру на заметку и не перестаю учиться профессиональным навыкам и мастерству.
— Прошедший 2016 год был наполнен многими яркими событиями. Какие даты запомнились вам больше всего?
— В календаре 2016-го значилось много юбилейных дат: 25 лет «Славянского базара», 75-летие со дня рождения Владимира Мулявина, юбилеи Ивана Шамякина, Кондрата Крапивы, Максима Богдановича... Готовились к мероприятиям по случаю празднования юбилеев Янки Купалы и Якуба Коласа, которые отметим в этом году.
Нельзя не упомянуть, что в июле был принят Кодекс о культуре, не имеющий аналогов на постсоветском пространстве. Это своеобразная конституция в сфере культуры.
— Какое культурное событие года, на ваш взгляд, было наиболее ярким?
— Их было немало, к примеру, выставка белорусских православных и католических икон XVII—XXI веков в Ватикане. Экспозиция вызвала огромный интерес итальянских зрителей к искусству Беларуси, она показала, что у нас общие духовные устремления и художественные каноны культуры. Кстати, наши иконы поехали потом в испанский Толедо, где тоже имели большой успех.
Ярким и запоминающимся был День вышиванки, который впервые прошел в нашей столице. Есть ощущение, что люди за этот год стали проявлять повышенный интерес к своей культуре, истории, языку, разговаривать на котором становится уже не только делом привычным, но и модным. Хотелось бы, чтобы рождались добрые традиции, которые были бы направлены на популяризацию национальной культуры и расширение нашего духовного сознания.
— Сегодня в СМИ и интернете идет бурное обсуждение главного музыкального конкурса года. Ваше мнение о ребятах из NAVIBAND, которые едут представлять нашу страну на «Евровидении».
— Они замечательные! Радует и то, что впервые будет звучать песня на белорусском языке. Главное в NAVIBAND — искренность, естественность, позитивная энергетика. Это не может не подкупить зрителя. Да и их песня, светлая, заводная, по-моему, претендует на шлягер. Быть может, неслучайно фанаты группы активизировались: появились переводы песни на русский, английский языки, наверное, уже есть и другие версии текста… В конце концов, чтобы подпевать «хей, хей, хееееей!», знание белорусского языка не требуется.
— Надеетесь, что Артем и Ксения попадут в заветную десятку?
— Надеюсь, что следующее «Евровидение» пройдет в Беларуси!
— Не могу не спросить о вашей встрече с пятью красивейшими и талантливейшими мужчинами…
— Исполнители из «Чистого голоса» — это мегаталанты. Услышав однажды, забыть невозможно. Они скромные, абсолютно лишены звездности, однако порвать зал для них ничего не стоит. Группа давно и прочно вписалась в число брендов Беларуси. Новый формат, в котором артисты работают, пришелся по вкусу публике, и они — мужчины в расцвете сил — удачно вписались даже в молодежную культуру.
— Мы еще не затронули в разговоре театр…
— Хотя здесь тоже было немало интересного. Порадовали, к примеру, премьеры Национального академического Большого театра, в частности, балет «Маленькая смерть» и опера «Макбет». В спектаклях заняты ведущие артисты балета, оперы, хора и оркестра театра. Стоит ли говорить о том, что эти постановки идут при неизменном аншлаге?
Собирает залы Национальный академический драматический театр имени М. Горького. Его художественный руководитель Сергей Ковальчик не стесняется признаться в том, что они пытаются угадать зрительские предпочтения и задавать публике большие и больные вопросы дня. Поэтому люди идут туда, этим и интересен храм искусства.
— Вы были аккредитованы на фестивале «Лістапад-2016», наверняка посмотрели немало фильмов программы. Дмитрий Астрахан упрекнул фестиваль в элитарности, он считает, что раньше он был другим, более доступным для простого зрителя…
— В свое время минский «Лістапад» декларировали как фестиваль зрительского кино, и именно зритель принимал решение. Сейчас он стал площадкой для представления авторской истории. Конечно, это кино не для всех, но учредители фестиваля пытаются приподнять культурный уровень зрителя, образовывать его, улучшить вкус. Это поддержка авторского кинематографа, талантов, поддержка инноваций в области киноязыка. А массовое кино… Его и так показывают в кинотеатрах, да и в интернете его можно посмотреть… Зачем таким фильмам дополнительная раскрутка?
— Вы разговаривали на фестивале с зарубежными гостями. Как они отзывались о форуме, белорусском кино?
— Беседовала со многими, в частности, с генеральным секретарем Международной федерации кинопрессы Клаусом Эдером из Германии. Он был в восторге от фестиваля и жалел, что не приезжал сюда раньше. Гость очень хвалил Игоря Сукманова, который вкладывает много сил и души в организацию этого праздника кино. По словам Клауса Эдера, если появится возможность, в Минск будут приезжать не только кинокритики, но и режиссеры со всех уголков мира, представители международных телеканалов, потому что они заинтересованы в покупке фильмов, трансляции их. Он с сожалением констатировал, что не может вспомнить ни одного белорусского фильма на каналах, скажем, Германии или Франции, а это неправильно. Я спросила, есть ли надежда белорусскому кино пробиться в мир. Клаус ответил, что только сегодня выходят за пределы своих стран фильмы стран Балтии. Поэтому белорусы должны действовать активнее, энергичнее, с верой в то, что могут заинтересовать западного зрителя.
— Сразу, навскидку, могли бы сказать, какие творения белорусского кинематографа повезли бы в этом году на суд западной публики?
— А хотя бы замечательный мультфильм Елены Петкевич «Марк Шагал. Начало»! По крайней мере, в той же Франции, где культ Шагала, эту работу, несомненно, оценили бы по достоинству. Кстати, я бы посоветовала посмотреть этот маленький шедевр и нашим зрителям. Режиссер-аниматор отнеслась к своей работе с большим душевным трепетом. В 13-минутную картину вложен колоссальный художественный труд. Это не мультик для детей, не развлекательный материал. Это полноценное анимационное кино!
— Жанна, вы не пожалели о том, что выбрали эту нелегкую и, скажем честно, не всегда благодарную профессию?
— Ни минуты. Я имею возможность познакомиться со столькими выдающимися творческими натурами, увидеть десятки потрясающих спектаклей и кинофильмов, посетить интересные выставки… И не только написать обо всем этом своему читателю, но и самой получить огромное удовольствие от роскоши человеческого общения.