В Беларусь пришла зима: настоящая, с суровыми морозами, снегопадами и пронизывающим ветром. Коммунальщикам некогда отдыхать, от их своевременной и эффективной работы зависит стабильность и безопасность работы городского транспорта, чистота и порядок на пешеходных дорожках и во дворах. Прибавилось хлопот и автомобилистам. Кроме традиционных проблем с запуском двигателя в морозные и снежные дни появилась необходимость расчищать места ежедневных парковок своих авто: не почистишь — не поедешь. Большинство воспринимает это как должное, исправно «вызволяя» своих железных коней из снежного и ледового плена, а кто-то бурчит, мол, не чистят…
А кто должен чистить? Человека с лопатой к каждой машине не приставишь — это понимают, думается, все здравомыслящие люди. Видимо, этот риторический вопрос стал причиной принятия 16 ноября 2016 года Минским городским Советом депутатов решения №252. Пункт 10 новых правил содержания и благоустройства Минска определил обязанность автовладельцев убирать проезжую часть от снега и мусора на расстоянии не менее 1 метра от машины: «Граждане, паркующие транспортные средства на внутридворовых территориях, проезжей части улиц, дорог, проездов, осуществляют своевременную уборку проезжей части от снега и мусора на расстоянии не менее 1 метра от транспортного средства», — гласит документ. Что должно получиться на деле? В среднем размер парковочного места для легкового автомобиля составляет около 12,5 кв. метров (2,5 х 5). Получается, что, согласно новому документу, автовладелец должен будет очищать не менее 19 кв. метров площади вокруг своего транспортного средства.
Пример из практики. Коллега живет в одном из минских дворов малоэтажной застройки. По вечерам на дороге вдоль его дома паркуется примерно десять автомобилей жителей дома. Ребята как на подбор — дружные — выходят во двор, чистят снег вокруг машин. Заодно и дорожку к подъезду разгребают. В общем, вдесятером не менее 200 квадратных метров от снега убирают — по сути, всю дворовую территорию. Удивляет их только одно — если дворнику остается лишь площадка возле мусорных баков, за что ему зарплату начисляют? Из тех, между прочих денежек, которые жильцы ежемесячно платят...
Впрочем, скептики должны понимать, что в таком случае они заботятся прежде всего о своих возможностях без проблем эксплуатировать автомобиль.
Отметим также, что чиновники любят оперировать еще одним доводом: мол, ответственность за нарушение законодательства предусмотрена статьей 21.14. Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях под названием «Нарушение правил благоустройства и содержания населенных пунктов»: «Загромождение улиц, площадей, дворов, других земель общего пользования строительными материалами и другими предметами — влечет наложение штрафа в размере до пяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от пяти до десяти базовых величин, а на юридическое лицо — от десяти до двадцати базовых величин». Аргумент убийственный. Правда, можно ли выпавший снег отнести к «предметам», загромождающим земли общего пользования, не совсем понятно. Да и неясно, к кому в таком случае претензии выставлять, — кто такой нехороший снегом двор загромоздил?! Кажется, на этот раз его звали Аксель. В списке нарушителей были замечены также Барбара и Хавьер...
А были ли уже случаи, когда гражданам приходилось расставаться с кровными деньгами за нарушение нового решения Мингорсовета? На этот и другие вопросы нам ответила заместитель генерального директора ГО «Минское городское жилищное хозяйство» Галина Гилевич, подчеркивая, что изменения были внесены в правила не для того, чтобы штрафовать или контролировать граждан, а для наведения порядка на территориях совместных домовладений. Практически все жилые помещения приватизированы, за маленьким исключением. Главное — привлечь население к благоустройству и содержанию дворовых территорий. «При этом у нас много людей, которые понимают, что делают это для себя», — особо отметила Галина Гилевич.
Сегодня все больше минчан убирают снег возле своих машин, выполняя новые правила благоустройства и содержания Минска. Среди автолюбителей возникают закономерные вопросы типа: «Куда девать снег, чтобы не делать дополнительную работу коммунальщикам?». Галина Гилевич посоветовала откидывать его на воображаемую зеленую зону или оставлять на свободных местах на дорогах при условии, что это не затруднит движение пешеходов и транспорта. Думается, это не станет большой проблемой, всегда можно правильно сориентироваться на месте. Главное — понимать, что только совместными усилиями коммунальных служб и автовладельцев мы сможем сделать зимнюю жизнь в наших городах более комфортной.
На прилавках наших магазинов часто – не отечественные плоды. Что делать в такой ситуации белорусскому фермеру, решившему выращивать сады? А таких у нас почти половина!